Грани прекрасного
Красота драгоценного камня, блистающего на бархатной подушечке в ювелирном магазине, кажется нам чем-то незыблемым: неуловимо мерцая в своей золотой или серебряной оправе, играя всеми красками радуги под солнечными лучами или светом электрической лампы, он представляется нам чудесным гостем, почтившим своим парадным сиянием наш серый и бренный мир. Однако настоящая история любого самоцвета похожа на историю Золушки: частенько ни за что не признать этот шикарный, сияющий кристалл в невзрачной неопределенного цвета глыбе, извлеченной из земных недр горняком. Путь, который придется пройти минеральной руде до того, как она станет украшением для очередной прелестницы, длинен и тяжел – ведь естественные грани драгоценных камней редко бывают совершенными, и лишь кропотливая работа ювелира-гранильщика способна полностью раскрыть их очарование.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум – для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…
Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон – в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант – заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты – звездчатость, иризация, опалесценция, — лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.
Не следует путать кабошоны с геммами – пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам – халцедонам, яшмам, агатам.
Прозрачные самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных – это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.
Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки – одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы – голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.
Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.
Ее разновидность – клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней – каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».
Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями – нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки – 17 (для самых мелких камней); общепринятое – от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…
Наиболее популярные виды огранки – это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид – смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».
И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте – фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний – сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.
Тип огранки | Разновидность | Описание |
Кабошон (Имеет правильную геометрическую форму, обычно овал или круг, напоминает «застывшую каплю») | Простой | Плоское основание, выпуклая верхняя грань |
Двойной выпуклый | Верхняя и нижняя поверхности изогнуты в противоположные стороны | |
Выпукло-вогнутый | Обе поверхности изогнуты в одну сторону, образуя «линзу» | |
Роза (Наклонные грани сверху и плоское основание, более не применяется) | Голландская | Выпуклость в форме летящей капли на плоском основании, 24 треугольных и ромбических грани |
Полуголландская | Аналогично, 12 граней | |
Бриллиантовая (Округлая форма, состоит из двух противопоставленных пирамид, верхняя усеченная) | Полубриллиантовая | Содержит 17 граней |
Полная бриллиантовая | Содержит от 57 до 240 граней | |
Ступенчатая (широкая верхняя площадка и различное число «ступеней»-пологих фасок) |
Изумрудная ступенчатая | Восьмиугольная форма, используется в основном для изумрудов |
Лестничная | Все грани параллельны друг другу, в верхней части граней меньше, чем в нижней | |
Багет | Квадратная или трапециевидная форма, большая площадка сверху, мало боковых граней | |
Клиньевая (каждая фасета разбита на несколько клиньев) |
Радиант | Восьмиугольная огранка квадратной или прямоугольной формы |
Триллион | Треугольная форма | |
Смешанная (сочетает в себе элементы бриллиантовой и ступенчатой огранок в различных комбинациях) |
Бриолет | Полукабошон Грушевидная форма с перекрещивающимися вытянутыми фасетами |
Принцесса | Пластинка с глубокими врезами-насечками | |
Полукабошон | Верхняя часть – округлая (кабошон), нижняя – фасетная в форме усеченного конуса | |
Фантазийная (содержит все формы граней, включая несимметричные и искаженные, применяется для получения нестандартных форм вставок) |
Сердце | Сердцевидная форма, образованная множеством мелких клиновидных граней |
Маркиза (челнок) | Заостренный с обеих сторон эллипс | |
Подвесок | Удлиненно-каплевидная форма | |
Груша | Яйцевидная форма |
На самом деле, количество видов огранки огромно – ведь сочетаний треугольных, прямоугольных и ромбовидных фасет можно придумать великое множество, а если прибавить к этому еще и фантазийные огранки, то становится ясно – здесь потребуется не статья, а целая энциклопедия. Ювелиры не останавливаются на достигнутом – они постоянно совершенствуются, придумывают все новые и новые комбинации, которые еще лучше отражают игру света на гранях очередного бриллианта или топаза. А нам, пожалуй, не стоит учить наизусть сложносочиненные термины и знать разницу между челноком и бриолетом – не нужно быть экспертом, чтоб увидеть, как солнце отражается в самоцветных гранях и вновь восхититься тому, как симбиоз Природы и человека оказался чрезвычайно удачным и вылился в такое великолепное произведение искусства. Ведь драгоценное украшение в первую очередь – собственный кусочек счастья, журавль в руке, который приоткрывает нам еще одну удивительную грань бытия.