Две загадки судьбы: опал и александрит
На балу во дворце собрался весь высший состав французского посольства в Санкт-Петербурге. На государыне, как всегда, сверкало несметное количество бриллиантов: Екатерина II обожала эти камни. К одной из француженок, на шее которой полыхало огнем опаловое ожерелье, подошел камергер ее величества. — Мадам, простите, но вам следует снять ваше ожерелье, если вы хотите и далее здесь находиться. Француженка лишилась дара речи от удивления и возмущения. — Я не понимаю… О чем вы говорите? — Ожерелье… Вам придется снять его – приказ государыни императрицы запрещает появляться в опалах. — О боже, но ведь я не знала… А если я не стану его снимать? — Вам придется покинуть залу. — Неслыханно! – дама инстинктивно приложила руку к груди, на которой горел целый пожар из огненных опалов. – Il est r?voltant! Возмутительно! Еn voil? une affaire! Разумеется, я уйду – как же я могу после этого остаться! По рядам модных женских голов прошел шепоток: «Маркиза… Жена французского советника…» Камень, поражающий взгляд Виной небольшого дипломатического конфликта было простое суеверие: императрица Екатерина Великая испытывала сильную неприязнь к опалам, основанную на разных поверьях и легендах, поэтому дипломатический этикет запрещал носить на приемах украшения с этими камнями. Считалось, что опал – камень несчастий, сеет раздоры и помрачает разум. А ведь император священной римской империи Константин, живший на рубеже III и IV веков, носил в короне опал, почитая его как талисман, защищающий королевскую власть и честь. И он же оказал прекрасному камню плохую услугу, рассказывая зачем-то, что опал делает человека невидимым. Опал стали использовать черные маги, да воры сделали его своим амулетом. Дошло даже до совсем уж абсурдных обвинений опала в появлении в Италии в XVI веке чумы. В довершение всего большой опал в оправе обвинили в смерти наследника испанского престола и гибели испанских галеонов с золотом. После таких рассказов вряд ли кто-то решился бы надеть украшения с опалами, поэтому венские ювелиры даже выкинули огромную партию опалов в Дунай: спроса на них не было. Эти поверья нашли отражение в мистико-историческом романе Вальтера Скотта «Анна Гейерштейн», написанном в 1829 году. Автор и его произведения пользовались огромной популярностью, и после выхода романа в свет началась настоящая истерия. Героиня романа леди Гермион носила в волосах украшение с опалом, который реагировал изменением цвета на смену ее настроения. Роман полон таинственных происшествий, потайных дверей, злодеев-священников, тайных собраний черных магов, а в спальне героини однажды находят на кровати лишь кучку пепла и невредимое украшение с опалом. Виновником этой загадочной смерти автор считает именно его. Опал окропляют святой водой, после чего он теряет все свои магические свойства и превращается в простой булыжник, который выбрасывают в море. Немудрено, что после прочтения романа вторая супруга Наполеона III Евгения отказалась от украшений с этим камнем, хоть он и очень ей нравился. А во время ссылки Наполеона бесследно исчез знаменитый опал Пожар Трои, который принадлежал первой его жене Жозефине Богарнэ. По преданию, он будто бы растворился в воздухе, уничтожив себя. Английский король Эдуард VII сразу после коронации приказал заменить в короне все опалы рубинами. Принцесса Стефания Бельгийская после самоубийства мужа избавилась от всех фамильных украшений с опалами: они якобы содержали внутренний яд. Вот уж действительно – велика сила слова. В скандинавских легендах говорится о том, что опал был сделан богом кузнецов Волендром из глаз детей. Поэтому алхимики окрестили его Оком зла, а сам опал стал атрибутом ведьм и применялся в приготовлении вредоносных зелий и даже в сотворении философского камня. Некоторые опалы меняют цвет при погружении в воду, а затем, высохнув, снова возвращаются в прежнее состояние. Это удивительное и таинственное свойство пугало; люди во все времена боятся всего необъяснимого, необычного, странного и слишком красивого. А опал и действительно поражает взгляд (так переводится его название с греческого), словно вспышками молний, заключенных внутри; на латыни «опалус» – «чарующий зрение», а на санскрите «упала» – «драгоценный камень». У него множество разновидностей, от прозрачных и белых до черных, с неповторимой игрой радужных всполохов. В Древней Греции и Риме опал ценился очень высоко. Римский сенатор Ноний впал в немилость и вынужден был уйти с должности из-за того, что не отдал приглянувшийся римскому полководцу и консулу Марку Антонию любимый перстень с крупным опалом, стоивший целое состояние. В Средневековье опал тоже не имел дурной славы и считался защитником от болезней, особенно от чумы: его носили в перстнях. Поэтому в 1875 году во время эпидемии холеры в Испании король Альфонсо XII подарил королеве Мерседес перстень с прекрасным опалом. Однако королева вскоре умерла; перстень же достался свояченице короля, которая тоже скончалась от холеры. Наконец, сам король стал носить перстень, но и его забрала болезнь. Перстень с опалом пожертвовали изображению святой девы Алумденской, покровительнице Мадрида. К чести опала выяснилось, что причиной смерти членов королевской семьи было неудовлетворительное состояние дворцовой канализации. В 1872 году в Австралии были открыты крупнейшие в мире месторождения благородных опалов, остающиеся таковыми по сей день. Аборигены Австралии рассказывали, что когда Создатель спустился с радуги на землю, чтобы передать людям знания мира, то там, где он ступал, остались камни, сверкавшие всеми цветами радуги. О первой находке опалов тоже есть легенда: охотник преследовал кенгуру и смертельно ранил животное, которое, сделав отчаянный рывок, вывернуло слой дерна, под которым засверкала опаловая жила – «пожар пустыни», как называют опалы в Австралии. Земли Австралии принадлежали британской короне, и королева Виктория сразу поняла коммерческую выгоду торговли опалами. Если бы не эти глупые предрассудки… Тогда королева стала преспокойно носить австралийские опалы во всех украшениях, какие только возможны: ожерельях, серьгах, брошах и браслетах, и по любому случаю. Она подарила украшения с опалами своим пяти дочерям (с которыми, кстати, за всю их жизнь не случилось никаких бед и несчастий), а в обществе стали распространяться слухи, что, мол, вреден только европейский опал, а австралийский абсолютно безопасен. К тому же европейские месторождения давно были либо выработаны, либо заброшены. До сих пор в Австралии добывается до 90% всех опалов, а он сам был объявлен в 1993 году национальным драгоценным камнем Австралии. Муж той самой маркизы, сотрудник французского посольства, собирался жаловаться королю Франции, но императрица прислала обиженной француженке ожерелье из александритов – достойная пара опаловому. Александрит – пример еще одной жизни камня, омраченной суевериями и освещенной прекрасными легендами. Императорский двуцветХотя александрит был назван так в 1842 году в честь наследника престола – будущего Александра II, но известен был и раньше: в XII веке в Запорожье был погребен половецкий хан, на безымянном пальце которого археологи нашли золотой перстень с александритом. В древнеиндийских трактатах, которым около четырех тысяч лет, правильно диагностируются разновидности хризоберилла: александрит и цимофан (кошачий глаз). Александрит после его обнаружения на Урале стал чрезвычайно популярен и моден; изменение окраски немало способствовало созданию ореола загадочности вокруг этого камня. При дневном освещении он зеленый, а при искусственном (вечером) – темно-красный. Эти цвета были исконными цветами российского государственного штандарта, поэтому александрит носило все высшее общество. В Европе он стал символом влюбчивости и ревности, опять же благодаря явлению дихроизма. Однако после ужасной смерти императора Александра II этот камень приобрел в России траурную символику, а монархисты носили перстни с александритом, символизировавшим приверженность императорскому дому. Русский писатель Николай Лесков, путешествуя по Чехии, познакомился с гранильщиком и камневедом Венцелем. Впечатления от знакомства вылились в рассказ «Александрит». Однажды вечером, когда Лесков зашел к Венцелю в мастерскую, тот увидел на его руке перстень с александритом и схватил писателя за руку, вскричав: «Сыны мои! Чехи! Скорей! Смотрите, вот-вот тот вещий русский камень, о котором я вам говорил! Коварный сибиряк! Он все был зелен, как надежда, а к вечеру облился кровью… Смотрите, что это за камень! В нем зеленое утро и кровавый вечер… Это судьба, это судьба благородного царя Александра!» Другое название александрита – вдовий камень – ассоциируется с печальной историей императора-освободителя, но, скорее всего, появилось много позже, после Великой Отечественной войны, когда Свердловский ювелирный завод наладил производство синтетических александритов (корундов). Золотые украшения с такими вставками продавались по всей стране, а вдов после войны было очень много. Только в России александрит до сих пор незаслуженно считается камнем печали и одиночества, камнем, приносящим несчастье. Корни этого суеверия надо искать в психофизиологическом восприятии цвета, особенно красного, часто связываемого с цветом крови. Такое восприятие красных камней встречается часто, взять хотя бы гранат или рубин; красный цвет у человека ассоциируется не только с кровью, но и с пламенем, страстью, агрессией, активной энергией жизни и опасностью. То, что этот цвет у александрита имеет свою смысловую противоположность – зеленый – и производит такое сильное впечатление. Зеленый – это спокойствие, отдых, тихая энергия жизни; этот цвет положительно влияет на самочувствие людей. Эти два цвета – самые яркие в спектре и самые непохожие. Когда люди еще не могли объяснить смену окраски камня, говорили, что он превращается из изумруда в аметист. Согласно индийской астрологической школе появление желтого оттенка в окраске камня предупреждает его владельца об опасности или болезни; александрит обладает сильной энергетикой и только после того, как хозяин камня пройдет испытание, он сможет полностью ощутить на себе благотворное влияние камня. Смену оттенков приписывают также и зависимости от настроения хозяина. Александриты Шри-Ланки не так красивы, какими были уральские; цвет их не травянисто-зеленый и бордово-красный, а скорее бледно-зеленоватый, меняющийся на слабый оттенок лилового. В поверьях Индии и Шри-Ланки александрит символизирует процветание, здоровье и долголетие; он был амулетом, защищающим от проказы, а также чесотки и даже алкоголизма. Согласно поверьям, не стоит носить камень людям с неустойчивой психикой и неуверенным в себе: испытания, которые он притягивает, выдерживают не все, но зато потом александрит становится помощником и даже помогает адаптироваться в новой среде и лучше понимать других людей, придает остроту внутреннему зрению и ясность уму. Как и камни красного цвета, александрит считается способным влиять на состояние кровеносной системы, он даже применялся в лечении малокровия. Ношение в кольце способствовало улучшению свертываемости крови, а в браслете – ее очищению. Об александрите писали и продолжают писать стихи и рассказы: его таинственная магия не ослабевает со временем, освободившись, к счастью, в наши дни от немалой части печальных легенд и темных суеверий. Поэтесса Серебряного века Тэффи, очень любившая драгоценные камни, писала об александрите: «И бледнеет, и горит: Всего в нескольких строках автору удалось высказать самую суть легенд об александрите: он двулик, переменчив, словно и вправду из ангела может превратиться в демона. Игра цвета придает и александриту, и опалу неповторимый характер; они слишком прекрасны, чтобы быть обычной, повседневной вещью, и кажутся жителями не нашего мира. Но они – творения природы, а значит, они сама природа и красота, которые не могут причинить зло, а наоборот, дарят радость жизни, поднимаясь выше человеческих суеверий. |