Сокровище из Царского Села

Сокровище из Царского Села

Россия столь богата многочисленными великолепными произведениями зодчества, что несложно и запутаться, решая, на что обратить внимание в первую очередь – однако существуют среди многообразия прекрасных архитектурных памятников места поистине культовые, известные всем и каждому, дышащие живой историей. Именно к ним относится Царское Село, что под Санкт-Петербургом – знаменитая загородная резиденция, видевшая на своих извилистых дорожках немало ключевых действующих лиц Российской империи от А.С. Пушкина до Елизаветы I, и вобравшая в себя, кажется, всю пышность и изящество декоративного искусства 18-го и 19-го веков. Сокровище из Царского Села Знаменательно, что именно это время стало для нашей страны эпохой страстной любви к камню – открытие на Урале большого количества самоцветных месторождений мгновенно ввело в великосветском обществе моду на использование драгоценных камней не только в виде украшения наряда, но и в качестве деталей интерьера. Поэтому Царскосельские дворцы не стали исключением – в них расположились такие шедевры камнерезного искусства как легендарная Янтарная комната, что ныне реконструирована силами петербургских мастеров, а также менее известные, но столь же прекрасные и достойные упоминания Агатовые комнаты, построенные во времена правления самой величайшей императрицы России – Екатерины II…

Екатерина вообще отличалась огромной тягой к драгоценностям – ее правление называли «бриллиантовым веком», потому что она расплачивалась сверкающими камнями даже при игре в карты, вместо денег; своим фаворитам она дарила такие роскошные усыпанные целиком драгоценными самоцветами наряды, что некоторые нельзя было надеть из-за тяжести минералов. Сокровище из Царского Села Естественно, что, въехав в Царское Село, она принялась за постройку новых зданий, отвечавших ее вкусам – и одним из самых замечательных ансамблей стала Камеронова галерея, построенная в модном тогда псевдо-античном стиле приглашенным шотландским архитектором Чарльзом Камероном. Комплекс, состоящий из собственно Галереи, висячего сада, а также Холодных бань, сделанных по образцу римских терм императора Константина. Им-то и суждено было стать одним из выдающихся бриллиантов, сверкавших в царскосельской оправе…

Первый этаж Холодных бань, отделанный грубо обработанным сероватым пудостским камнем, отдан был под их прямое назначение – там располагались купальные залы, парная баня, холодная и теплая ванны и прочие помещения, призванные обеспечить императрице полезный для здоровья отдых. Но нам интересен второй этаж – на нем, за светло-желтым фасадом в легком классическом стиле, скрываются Агатовые комнаты, которые дошли до нас практически неизмененными. Екатерина II считала Агатовые комнаты своим любимым местом – здесь она занималась важными государственными делами, отвечала на ежедневную корреспонденцию и просто наслаждалась прохладой в утренние часы.

По обычаю того времени, во всех помещениях Агатового комплекса в обилии присутствует мрамор – розовым, серо-голубым, белоснежно-белым камнем выложены стены и камины, в полукруглых нишах прячутся мраморные статуи античных богов. Сокровище из Царского Села Однако более всего выделяются две комнаты, названные Яшмовым и Агатовым кабинетами, облицованные красочными яшмами. Удачно, что как раз накануне начала строительства, в конце 18-го века, на русских камнерезных фабриках была, наконец, разработана техника обработки крупных изделий из твердых самоцветов, что позволило осуществить мечту об отделке дворцовых интерьеров цветными камнями.

Яшма была выбрана в качестве главенствующего материала не зря – этот камень поражает многообразием расцветок, как будто вся природа отображается в холодных самоцветах. Яшма разнообразна, даже если речь идет об одном-единственном образце пейзажной или пестроцветной яшмы – что уж говорить, если в помещении собрано несколько различных сортов! Многослойные камни получили поэтические, любовные названия? такие как «ситцевая», «парчовая», «фарфоровая»; и можно с уверенностью утверждать, что нет на Земле другого минерала, обладающего равным количеством разновидностей цвета и рисунка. Тем более, что запасы яшмы на Урале были особенно велики – самоцвет этот был достаточно распространен, причем добывались у нас уникальные, красивейшие сорта – кошькульдинская, оркская пестроцветная, уразовская, калканская, ревневская. Кстати, название «Агатовый кабинет» в корне ошибочно – оно пошло от путаницы в понятиях, потому что в старину темно-красную с белыми прожилками яшму называли «мясным агатом».

Техника создания Агатовых комнат до сих пор поражает своей искусностью. Сокровище из Царского Села Каменные стены были стесаны на девять сантиметров вглубь и зашиты плитами мягкого известняка – на них-то и помещалась облицовка. Яшмовыми пластинами были покрыты не только стены, но и двери, оконные карнизы, наличники и мелкие детали. Работа была непростой – ведь камень по окончании облицовки следовало отшлифовать и отполировать, чтоб сочность тонов проявилась в полной мере, а это около двухсот квадратных метров, которые долженствовали засиять в итоге стеклянным блеском. Долгие недели мастера кропотливо, сантиметр за сантиметром обрабатывали яшму, пока наконец великий труд не был завершен – одной только яшмы ушло на него около 25 тонн!

Агатовый кабинет считается наиболее интересным архитектурным произведением – это овальное довольно небольшое помещение, освещаемое двумя высокими окнами в торцах. Стены его облицованы тем самым «мясным агатом» – уразовской яшмой, красной с белыми прожилками кварцита, пластины которой разделены узкими полосками зеленой калканской яшмы и богато украшены бронзовыми орнаментами. Калканскую, вмещающую в себя гамму светлых и темных оттенков, в 18-м веке в России называли «восточным хрусталем» за чистый цвет и полупрозрачность; ею же отделаны карнизы, наличники дверей и окон. Сургучной, коричнево-красной, яшмой выложены ниши рядом с одним из окон, а яшмовая мозаика с золочеными бронзовыми деталями украшает двери. Сокровище из Царского Села При всем обилии цветного камня, причем помимо облицовки здесь находится еще и роскошный яшмовый камин, кабинет производит удивительно цельное и гармоничное впечатление – грамотный подбор цветовых сочетаний яшмы дополнен обилием позолоты, украшенным лепниной и росписью сводчатым потолком и наборным паркетом из ценных сортов дерева; входящий попадает в истинный памятник классицизма, дышащего неуловимым флером античных дворцов.

Яшмовый кабинет более ярок и даже несколько пестр – цветовое богатство красных, белых, зеленых и коричневых тонов напоминает нам о несуществующих дворцах сказочного царя Берендея; кажется, что подобная сочность недоступна в обычном, плоском мире. Стены кабинета, разделенного на три части колоннами из «мясной» уразовской яшмы с золочеными бронзовыми капителями, покрыты пластинами кошкульдинской яшмы – темно-красной с зелеными прожилками, и дополнены филенками из ярко-красной оркской яшмы и полосками зеленой калканской. Двери облицованы ленточным камнем, сочетающим узкие зеленые и красные полоски. Сокровище из Царского Села Окна, карнизы и наличники, как и в Агатовом кабинете, украшены зеленым «восточным хрусталем», а над яшмовым камином располагалось панно флорентийской мозаики «Морской порт». Над колоннами стояли яшмовые и порфировые вазы – то были первые из многих, вышедших из Петергофской и Колыванской камнерезных фабрик; в нишах – беломраморные статуи, на камине – бюсты богов из мрамора и красного порфира. Из интересных предметов мебели знаменателен столик, целиком облицованный перламутром – подарок Екатерине II от турецкого султана.

К сожалению, время, уничтожившее Янтарную комнату, прошлось и по Агатовым. Конечно, их убранство пострадало в гораздо меньшей степени – в годы Великой отечественной войны в кабинетах императрицы немецкие офицеры устроили… казино. Огромное количество уникальных предметов обстановки было потеряно безвозвратно – в их числе мраморные античные боги, бюсты, яшмовые вазы, бронзовые скульптурные группы и барельефы. На месте украденных ваз поставили другие – две вазы 18-го века из лабрадорита и три – 19-го века из гранита. Однако это лишь капля в море – Агатовые комнаты ныне находятся в печальном состоянии, здесь смешалась и вандализм, и кражи, и отсутствие надлежащего ухода… Фундамент чуда архитектурной мысли постепенно просаждается, и яшмовые пластины медленно смещаются, появляются трещины. Дело осложняется еще и тем, что яшма – минерал невероятно твердый, близкий к алмазу, и годы ушли у современных мастеров на то, чтобы просто воссоздать, открыть заново старинные техники. С 2003 г. Царскосельская янтарная мастерская, силами которой была восстановлена Янтарная комната, начала работы по реставрации Агатовых комнат – планируется, что процесс при надлежащем финансировании будет завершен к 2010 г. и 300-летию Царского Села.

Сегодня Агатовые комнаты закрыты для посетителей – Сокровище из Царского Села и все чаще звучат сообщения о том, что на окончание реставрационных работ банально не хватает денег – ведь следует обновить не только две комнаты, но и весь комплекс целиком. Однако так хочется надеяться, что и наши потомки смогут любоваться буйными яшмовыми картинами, расцветающими на холодной глянцевой поверхности самоцветных стен – ведь Агатовые комнаты не просто наследие былой эпохи, но и символ яркого, почти детского взгляда на жизнь, каким обладали великие сыны и дочери Российской империи. Фотографии и рисунки не способны передать настоящую живую красоту камня – и пусть Агатовые комнаты будут жить не только на старых снимках.

.