Сокровища чешской короны

Сокровища чешской короны

Сокровища чешской короныНемного людей может похвастаться тем, что видели чешские коронационные сокровища, даже сами чехи. Дело в том, что, в отличие от остальных европейских императорских и королевских коронационных регалий, чешские не выставляются в музеях, а хранятся далеко от взоров людских, как и полагается сокровищам. Только в очень редких случаях они экспонируются, и то очень недолго, а все остальное время хранятся в капелле Святого Вацлава (пристройке для хранения реликвий) в пражском соборе Святого Вита в главном месте Чехии – Пражском Граде. Пражский Град – резиденция главы государства, самая большая в мире и самый большой в мире замок. Кафедральный собор города — собор Святого Вита – и есть главное хранилище национальных ценностей Чехии. В капелле Святого Вацлава, которая сама по себе является сокровищем, находится его гроб, который ни разу не поменял местоположение, несмотря на многочисленные перестройки. Нижняя часть капеллы выложена полудрагоценными камнями: лиловым аметистом, зелёным халцедоном и другими, всего их 1345 штук. Цветной блеск этих самоцветов символизирует небесный Иерусалим. В капелле есть портал, который ведёт в сокровищницу, где находятся королевские регалии и другие ценности.

Сокровища чешской короныГлавные символы государственности Чехии – скипетр, держава и корона. Королевская корона, несомненно, самая ценная часть коронационных регалий. Ее велел изготовить Карл IV в XIV веке, и он же ею короновался, став чешским королем и одновременно императором Священной Римской империи в 1347 году. В булле, выданной папой Климентом, сказано, что если кто-то эту драгоценность когда-либо похитит, заложит или продаст, тот «будет подвергнут гневу Всемогущего Бога и блаженных апостолов Петра и Павла» и отлучен от Церкви. Тогда же были установлены правила, по которым следовало обращаться с короной: она должна была постоянно находиться в пражском соборе Святого Вита, причем на черепе святого Вацлава, пржемысловского князя X века, патрона Чехии (бюст-реликварий, хранящий в себе его череп). Карл ни много ни мало посвятил корону святому Вацлаву и объявил, что король будет брать корону на один день у святого и только для коронации; с последними лучами солнца она снова должна вернуться на место. Поэтому корона называется также святовацлавской. Этим Карл IV достиг важной цели: корона стала не просто Сокровища чешской короныцарской драгоценностью или символом власти. «Отец родины», как называют Карла IV чехи, сделал ее святыней и олицетворением государственности, придав ей символический смысл. Кроме того, в корону Карл вложил часть тернового венца Иисуса Христа, которую привез из Парижа; в короне французских королей также есть терновый шип. Таким образом, Карл IV показал, что чешский король не только равен французскому, но и является наместником бога на земле, как тогда говорили, «королем милостью божьей».

Удивительно, сколько внимания король Чехии и император Римской империи Карл IV уделил коронационному регламенту и всему, что связано с регалиями, включая специальное помещение в соборе. Он всю жизнь подбирал крупные, сходных тонов драгоценные камни для короны, стремясь к тому, чтобы она вызывала чувство восхищения и Сокровища чешской короныдаже потрясения. Корона состоит из обруча и четырёх геральдических лилий по кругу, которые соединены двумя перекрещивающимися дугами, в центре на их соединении установлен крест с сапфировой геммой, изображающей распятие Христа. Гемма на сапфире, обладающем высокой твердостью, – сложнейшая в техническом отношении задача. Корона святого Вацлава сделана из чистого золота (21-22 карата) и весит почти два с половиной килограмма. Ее высота с крестом 19 сантиметров (как и диаметр). Она украшена крупными драгоценными камнями, некоторые из них являются крупнейшими в мире: 19 сапфирами, 44 шпинелями, 1 рубином, 30 изумрудами и 20 жемчужинами. Камни в XIV веке не гранились; их только полировали или шлифовали; закреплялись камни в высокую глухую оправу. Под дугами находится так называемая епископская митра, право на ношение которой получил когда-то от папы римского чешский князь Спитигев II в XI веке. С XIV века корона ни разу не изменялась.

С чешской короной связана интересная легенда: тот, кто без разрешения папы римского наденет её на голову, т.е. коронуется, тот в течение Сокровища чешской короныгода умрет. В 1941 году немецкие нацисты потребовали ключи от сокровищницы для осмотра; его возглавил исполняющий обязанности рейхспротектора Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих (фактически правитель чешских земель). По легенде, при осмотре коронационных регалий Гейдрих надел корону на голову. Версию этого события изложил Йиржи Шульц в книге «Двое против Рейха». «Он снова повернулся к короне, медленно протянул руки, взял корону и приподнял ее. Она была на удивление тяжелой. Он поднял ее над головой и на миг задумался. На лицах чехов отражалась смесь шока, ненависти и безнадежности. Медленно он положил корону себе на голову». Говорят, Гейдрих был очень амбициозным человеком и считал себя хозяином Чехии. Однако нет документальных сведений о том, что Гейдрих действительно надевал корону. Но в течение года он умер от ран, полученных при покушении на него двух чехословацких подпольщиков.

А по другой легенде, пока корона находится на своём месте, Чехия будет процветать. За время долгих столетий корона не раз перевозилась, и как раз в это время чешский народ пребывал в полном упадке.

Остальные коронационные регалии – скипетр и держава – были изготовлены позже короны, в первой половине XVI века, в эпоху Ренессанса, и Сокровища чешской коронырешены в лучших его традициях. Длина королевского скипетра 67 см (российский императорский скипетр с алмазом Орлов имеет длину 59,5 см); он изготовлен из золота и украшен сапфирами, шпинелями и крупными жемчужинами. Цветные камни украшают верх скипетра – композицию из традиционных акантовых мотивов (в виде растительного завитка) периода Возрождения, а жемчужины тесно посажены на кольцах, опоясывающих жезл и делящих его на части. В одной из них прекрасный эмалевый растительный декор, синий с красным, а остальные покрыты чеканными акантовыми узорами.

Держава – наиболее интересная часть регалий в отношении декора. Это классическая круглая полностью золотая держава с крестом и поясом драгоценных камней посередине, высотой 22 сантиметра. Камни на кресте и пояске – шпинели и сапфиры – все тех же основных красно-синих тонов; жемчуг и эмаль оттеняют их. Крест украшен золотыми завитками, а шестигранное основание – белой эмалью и фигурками шести сфинксов. Жемчужины на пояске в виде ягодок декорированы эмалевыми листиками и золотыми спиральками-усиками. Вся поверхность золотого шара покрыта чеканными библейскими сценами. Чеканка выполнена на высочайшем уровне мастерства и с использованием новейших на тот момент техник; рельефные изображения великолепны.

Сокровища чешской короныКроме коронационных регалий к сокровищам короны относятся крест с мощами и обрядный меч, которые также использовались в коронациях. Роскошно украшенный крест – удивительное произведение ювелирного искусства – изготовлен, как и корона, при Карле IV. Карл очень трепетно относился к всякого рода христианским реликвиям, поэтому в крест вложено много подобных редких предметов, которые считаются реликвиями распятия Христа: часть креста, гвоздя, два терния (шипа) из тернового венца, часть губки и веревки. Крест высотой 62,5 см сделан из пластин чистопробного золота, а передняя его сторона закрыта толстыми хрустальными пластинами в золотой раме. Под ними и находятся реликвии. Сапфиры, обрамляющие крест, специально закреплены так, чтобы через них проходил свет; это дает такой эффект, будто крест окружен небесным сиянием. Каждая реликвия оформлена как Сокровища чешской коронысамостоятельное изделие ювелирного искусства: дерево от креста Иисуса представляет собой крестик в золотой оправе со шпинелями, сапфирами и жемчугом, а гвоздь украшен природными алмазом и рубином. С обратной стороны в коронационном кресте тоже есть вместилища для реликвий: мощи святого Панкраца, реликвии от Иоанна Крестителя и т.д. Дверками для ячеек с мощами служит коллекция выдающихся камей: античных, византийских, средневековых – камея из коричнево-синего оникса «Распятие», аметистовая камея с благословляющим Христом, халцедон с архангелом Михаилом, камея «Правитель», античная камея с головой императора. Особого внимания достоин сапфир с головой Иоанна Крестителя, закрывающий его реликвии. Такой большой обработанный сапфир — 41х26 мм — больше нигде не известен.

Меч, который во время коронации епископ подавал королю в знак того, что тому передаются чешские земли, называется святовацлавским. Считается, что этот обрядный готический меч принадлежал святому Вацлаву; до недавнего времени, однако, в этом не было никакой уверенности, но археологи Пражского Града выяснили, что его клинок намного старше, чем рукоять, которая украшена горным Сокровища чешской короныхрусталем, так что меч вполне мог принадлежать покровителю Чехии. Это оружие не было парадным и действительно использовалось по назначению. В верхней части клинка есть прорезь в виде креста для реликвария с мощами святого Вацлава, но они не сохранились.

В Градчанах, одном из районов Праги, в монастырском комплексе находится Лоретанская сокровищница с литургической утварью и церковными предметами XVI-XVIII веков. Главным предметом Лореты является монстранция, известная под названием алмазной. Монстранция – это дароносица, предназначенная для выноса из помещений реликвий или святых даров (хлебцев-облаток). Эта монстранция сделана в виде фигуры стоящей на скале Девы Марии, от головы которой исходят золотые лучи. Ювелиры Матиас Штегнер и Иоганн Кунихбауэр изготовили ее в конце XVII века из сильно позолоченного серебра и покрыли лучи 6222 алмазами. Она весит 12 килограмм. Алмазная дароносица получила за свой вид в народе название «Пражского солнца». Она до сих пор используется в богослужениях, но очень редко: в последний раз это было в 1999 году во время празднования четырехсотлетия прибытия первых капуцинов в Чехию.

Единственным предметом позднего Средневековья, самым древним в сокровищнице, является серебряный позолоченный потир с датой 1510 на Сокровища чешской короныножке. Эта работа неизвестного мастера украшена в комбинированной технике; судя по внешним украшениям и выбору святых, изображения которых расположены на потире, это чешская работа. Чаша кубка поделена на шесть эмалевых полей, попеременно синих и красных, с полуфигурами святых, изображениями Девы Марии и страданий Христа. Основание из шести долей также украшает литой, тонко вычеканенный рельеф с полуфигурами. Не исключено, что этот потир изначально находился в сокровищнице собора святого Вита.

Одной из самых ценных частей коллекции является домашний алтарь из эбенового дерева с серебряной фигуральной группой Рождества Иисуса Христа. Вифлеемская сцена изображена в точной копии архитектурного портала и окружена скульптурными изображениями Пьеты (Плача) и Христа-Спасителя. На алтаре клеймо известного аугсбургского золотых дел мастера Абрахама Лоттера Младшего.

В Старом Болеславе хранится Чешский Палладиум – талисман-защитник страны. Это рельеф из медного сплава, изображающий Мадонну с младенцем. Согласно легенде, его, по совету святых Кирилла и Мефодия, приказала изготовить святая Людмила, бабушка святого Вацлава, первая Сокровища чешской коронычешская княгиня-христианка. Она подарила его внуку, и тот всегда носил его на груди, а после его убийства родным братом Палладиум сохранил его верный слуга Подивен, который закопал образ в землю. Палладиум был найден случайно в XII веке, и на теперь здесь стоит храм Успения Девы Марии. По легенде, крестьянин, нашедший образ, принес его домой, но на следующий день тот снова оказался в земле на прежнем месте. Так было три раза, пока крестьянин не отнес его в церковь. Каноники решили поставить на том месте часовню, а потом и храм.

У этой святыни трудная судьба: она многие годы скиталась по разным городам и странам, перевозимая то в новые Сокровища чешской коронырезиденции, то захваченная интервентами, то украденная во время гуситских войн. Однажды Палладиум даже выкупили за 100 000 золотых. После очередного торжественного возвращения в Чехию в XVII веке образ был объявлен «Палладиумом земли Чешской». Тот факт, что этот предмет принадлежал Вацлаву, а также то, что к нему шли толпы паломников, чтобы помолиться ему и просить у него помощи, сделало эту реликвию настоящей ценностью для чехов. Корона и другие драгоценные украшения были добавлены позже; также видно, что образ реставрировался, т.к. его облик больше соответсвует образам XV века. Драгоценное украшение на шее Девы Марии закрывает отверстие – следы издевательств саксонских захватчиков, вбивших гвоздь в святой образ. Предания приписывают Палладиуму множество исполненных просьб и сотворенных чудес, но его главное чудо в том, что этот предмет из коринфской меди имеет такую силу вдохновлять, воодушевлять и облагораживать людей, пришедших ему поклониться. Палладиумы есть у многих стран: в России это икона Владимирской Божией Матери, в Таиланде – знаменитый изумрудный Будда. Эти артефакты не имеют цены, и не важно, из чего они сделаны. Они стали олицетворением страны, как святовацлавская корона, которая, как говорят очевидцы, излучает сильную положительную энергию. Люди стремятся к ней, ибо в ее присутствии людей охватывает ощущение интенсивного счастья. Настоящие сокровища с большой буквы – те, что несут радость и добро в мир и своей историей доказывают важность вечных ценностей: веры, преданности родине, любви.

.