Кристальная иллюзия Даниеля Сваровски
О чем говорит нам имя Сваровски? Услышав эту известную на весь мир фамилию, пожалуй, каждый из нас представляет удивительной красоты украшения и сувениры из хрусталя. Но мало кто задумывается, почему именно этому человеку досталась такая неслыханная слава. Между тем Даниель Сваровски – выдающийся человек, и история его дела – это история превращения мастерства в искусство силой человеческой личности!
Взгляд на жизнь Даниэля Сваровски характерен неоднозначностью точек зрения. Некоторые его считали известным криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса, который в восемнадцатом веке успешно подделывал драгоценные камни. Именно в его честь фальшивые бриллианты были названы «стразами». Однако, в отличие от Жоржа Фредерика, Даниэль сумел оправдать свое имя и остаться в глазах общественности преуспевающим законопослушным бизнесменом и инженером. Другие его современники говорили, что это был величайший эстет, неудавшийся скрипач и романтик. Потерпевший крушение в других видах творческого самовыражения, он словно попытался доказать миру, что в искусстве не столь важен материал, с которым работаешь, сколь собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель.
Есть даже и такое мнение, что дело жизни Сваровски носило некий богоборческий характер. Многие считают, что задачей его было даже не то, чтобы сделать фальшивый кристалл прекраснее настоящего, а сделать с помощью своих кристаллов искусственный свет привлекательнее живого, созданного всевышним. Хотя никому теперь достоверно не известно, о чем думал и какими порывами руководствовался этот, между прочим, глубоко верующий человек. Посему вернемся к сугубо биографическим фактам.
Даниель Сваровски родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Во времена детства Даниэля буквально в каждом доме была хоть и небольшая стекольная мастерская. Не являлась исключением и семья Сваровски. У них была совсем небольшая мастерская, где из стекла изготавливалась обычная бижутерия. Даниель, как полагается, трудился в этом семейном бизнесе, и должен был стать столь же тихим его наследником. Но сердце мальчика томилось в этом слишком узком для него пространстве. И молодой искатель лучшей жизни отправился в Париж.
В этом большом французском городе Даниель изучал химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. В какой-то момент времени он посетил Всемирную электротехническую выставку, и именно там ему в голову пришла мысль о возможности приспособить электрический ток для шлифовки стекла. И вот, в 1891 году он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Но для того чтобы применить своё изобретение, нужно было выйти со своим продуктом на рынок, а соперничать с богемским стеклом было бессмысленно. И тогда Сваровски отправился в Австрию, где в местечке под названием Ваттенс стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни. Сразу стоит сказать, что делал он это не ради обмана и наживы, и факта их поддельности ни в коем случае не скрывал. Даниель просто давал возможность ощутить блеск и роскошь не только состоятельным людям, но и среднему классу.
Так, опровергнув поговорку «Не все то золото, что блестит», к фабрике Сваровски выстроилась очередь заказчиков. Покупателей было настолько много, что ему приходилось постоянно расширять производство, и вскоре нанять уже более 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила привычное сегодняшнее название «Swarovski».
Но успех его предприятия был не только в доступности украшений. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя, и даже знаменитые стеклянные заводы Венеции оказались на грани разорения. В какие бы страны Даниель не отправлял образцы своих украшений, везде светские модницы приходили от них в полный восторг. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие, но столь совершенные кристаллы никому не давались в руки. Оказалось, что загадка успеха Сваровски не в хитрых станках, а в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.
В 1956 году основатель фирмы «Swarovski» Даниэль Сваровски умер, оставив своей немалочисленной семье процветающий бизнес с его кристальным секретом, и его семья достойно продолжила дело. Ровно через двадцать лет наследники открыли новую линию производства под названием «Silver Crystal». Первой была мышка, собранная из подвесок для люстры. За ней последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог и лебедь. А потом целый сверкающий зоопарк отправился искать тебе хозяев. Все сверкающие звери были наделены статусом коллекционных предметов, и цена на них теперь колеблется от 30 до 600 долларов, а фигурки эти так тронули сердца богачей, что очень скоро был создан целый клуб коллекционеров изделий фирмы «Swarovski», в котором сегодня состоит около полумиллиона людей со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальному заказу. Настолько специальному, что все инструменты, использованные для ее производства, и сами эскизы безжалостно уничтожаются.
Сегодня секрет «Swarovski» не только в доступности по сравнению с драгоценными камнями, и даже не в идеальности кристаллов, а в том, что был создан некий культ поклонения хрусталю. Он был создан так искусно, что теперь не только средний класс стоит в очереди за сверкающими каплями, но и самые богатые люди мира. Подтверждением этому стал музей «Swarovski», открытый в 1995 году к столетию фирмы. Это не просто выставка украшений, это удивительный мир, наполненный красотой и блеском камней. Музей находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Представляет он из себя огромную подземную пещеру с лабиринтом из семи комнат, связанных между собой лестницами и узкими коридорами. Вход в эту пещеру охраняет огромный вросший в холм великан с горящими глазами, изо рта которого низвергается водопад. Свет вокруг статуи поставлен так, что падающая вниз вода как будто тоже сделана из безупречного хрусталя «Swarovski». От ворот под землю гостей уводит стеклянный тоннель, на стенах которого выгравированы строки Шекспира, Лорки и Гёте. Но выбор цитат не случаен, в каждой из них можно встретить слово «crystal», что значит хрусталь.
В первом зале можно увидеть самый большой и самый маленький хрустальный кристалл в мире. Оба они занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта составляет 310000 карат, что составляет примерно 62 килограмма. Диаметр же его достигает 40 сантиметров. Эта хрустальная махина имеет ровно 100 граней, каждая из которых, в зависимости от того, с какого места смотрит на нее посетитель, отливает то гранатово-красным, то серебряным блеском. Самый же маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов, представленных в той же комнате можно еще увидеть, например «мягкие» часы Сальвадора Дали.
В следующий же зал ведёт дорожка всего метр в ширину, десять в длину. Перемещаясь по ней, люди словно попадают в трубу детского калейдоскопа. В трёхмерном пространстве стеклянного неба то вспыхивают ночные звёзды, то бушует голубой океан, то появляются цветущие материки. Изображение то кажется отдаленным, то охватывает гостей и окружает со всех сторон, демонстрируя ярких рыб или небывалой красоты птиц.
Выходя в следующую комнату, на секунду слепнешь от света, а потом обнаруживаешь себя как бы внутри огромного кристалла. Этот эффект создается благодаря специально размещенным 590 треугольным зеркалам. Со всех сторон чудятся бесконечности из стекла, которые при всем этом еще и неустанно меняют свой цвет.
В каждом фрагменте этого музея балом правит иллюзия, причем настолько искусная, что грань между ней и реальностью стирается. Можно сказать, что это и есть отражение главного замысла Даниеля, его основного секрета. Этот человек смог соединить воедино прекрасную материю, искусство, науку, мастерство и неустанное стремление к гармонии и совершенству. Именно за это уже более ста лет люди преклоняются перед кристаллами «Swarovski». Его бижутерия стала элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран не перестают обшивать его хрусталём свои платья. И даже у нас, у каждой женщины на слуху его имя, имя Даниеля Сваровски, великого ювелира-иллюзиониста.