Авторская работа – традиции и современность

Авторская работа – традиции и современность

Изделия из натурального камня были и остаются Авторская работа – традиции и современностьзнаковым признаком богатства. Наряду с ювелирными украшениями, знать и аристократия еще до нашей эры испытывала неодолимую тягу к предметам декора из мрамора, малахита, яшмы и других поделочных камней. В те времена эксклюзивность такого изделия подчеркивалась не только ценой, но и уникальностью – ведь на изготовление одного шедевра уходило несколько лет, каждый существовал в единственном экземпляре. Долгое время натуральный камень был удовольствием для избранных, но с возникновением в 17-м веке камнерезных станков и открытием специальных гранильных фабрик процесс изготовления интерьерных элементов – мозаик, колонн, скульптуры – стал гораздо быстрее, что пробудило новый всплеск интереса к натуральному камню – им отделывались целые помещения. Однако чем более массовыми становились изделия из камня, тем менее популярными они были. Если поначалу каждый камень все равно имел «своего» мастера, то в 20-м веке машинный труд вышел на первый план, а элитарность, которая была одним из главных преимуществ каменной скульптуры, постепенно пропадала. Однако сегодня, когда человечество несколько устало от главенства автоматики, ручная работа вновь стала высоко цениться, и авторские изделия из натурального камня опять в моде – как и во времена императоров, ими отделывают пол и стены, украшают комнаты скульптурой, декорируют мебель.

Авторская работа с камнем отличается, прежде всего, высочайшим качеством – мельчайшие детали, вплоть до завитков волос и зрачков глаз, тщательно прорабатываются рукой мастера. На изготовление авторского изделия, конечно, может уйти не один месяц – но это лишь подчеркивает ценность изделия, ведь приобрести вещь по индивидуальному заказу гораздо престижней, чем купить в магазине похожий, но штампованный экземпляр. Сегодня состоятельные люди подвергают «тюнингу» все, от одежды до автомобилей, стремясь избежать похожести на других представителей своего класса. А высший признак роскоши – это аксессуары, которые сделаны в единственном числе и лично для Вас. Тем более, что к качеству проработки прибавляется кое-что важное – в изделиях не массового производства присутствует душа, ведь каждая такая вещь для мастера словно ребенок, в нее он вкладывает часть себя.

В просторных гостиных и опочивальнях Древнего Рима и Древней Греции Авторская работа – традиции и современностьважнейшее место занимал мрамор – этот камень еще с тех времен стал самым популярным минералом для отделки парадных помещений – дворцов, сооружений культа. Самая знаменитая скульптура из мрамора – Давид Микеланджело, выточенный из цельной глыбы камня. Мраморная мозаика, инкрустация мебели или скульптура символизируют не только достаток, но и высокое положение владельца жилища. Это по-прежнему популярный камень, из которого изготавливают не только мелкие детали, но и вазы, чаши, детали мебели и интерьера.

В эпоху Возрождения мрамор начали применять еще для одной техники работы с камнем – флорентийской мозаики, царицы мозаичного искусства. Мастера используют естественные особенности камня, создавая единую картину из подобранных по форме и цвету кусочков цветного мрамора и полудрагоценных камней. Готовое изделие отличается удивительной детализацией, точно передавая все переходы цвета, и по реалистичности может поспорить с настоящими рисованными картинами. С помощью техники флорентийской мозаики декорировались своды дворцов Италии и Франции, инкрустировалась мебель, посуда, предметы интерьера. В России с открытием в 18-м веке Уральских рудников стали особенно популярны мраморные столешницы и табакерки, инкрустированные мозаикой из цветных камней, а также отдельные мозаичные панно, которые играли роль настенных картин. Флорентийская мозаика не была забыта даже в эпоху «развитого социализма» — в Советском Союзе, как и в Европе времен Просвещения, огромными дорогими мозаичными панно отделывали стены, полы и потолки общественных зданий. С самого начала своего существования флорентийская мозаика была искусством для избранных, и никогда не попадала «на поток». Сегодня картины, сделанные в технике флорентийской мозаики – чрезвычайно дорогостоящее удовольствие, которое может себе позволить далеко не каждый. Как правило, делаются они на заказ, опытными мастерами своего дела, и любая мозаика становится эксклюзивным изделием.

Инкрустация мебели – вообще очень интересное направление камнерезного искусства. Появилось оно благодаря тому, что мебельщики и краснодеревщики постоянно искали новые способы обозначить элитарность изделий, поставляемых в королевские дворцы и аристократические резиденции. Существует несколько способов соединения камня и дерева. Инкрустация отдельными кусочками камня или каменной мозаикой осуществлялась на деревянной или каменной основе, таким способом украшались столы, шкафы, бюро, ширмы, кабинеты. Инкрустация камнем использовалась еще в Древнем Риме и Древнем Египте, в новое время актуальность она обрела в 19-м веке, в эпоху ампира. Создание из камня элементов мебели – столешниц, ручек, опор, каминов, рам, торшеров – достигло пика популярности в 18-19 веках, когда появилась возможность добывать и оперативно обрабатывать большие куски породы. Самыми популярными были детали из малахита, который широко использовался как в России, так и в Европе. Малахитом отделаны колонны Исаакиевского собора, интерьеры Зимнего и Михайловского дворцов в Санкт-Петербурге, интерьеры Московского Кремля. Малахитовые детали – неотъемлемый атрибут быта царских особ 18-19 веков. Использовались и другие камни, преимущественно уральского происхождения – змеевик, яшма, лазурит, мрамор, порфир. Сегодня мебель со столешницами и элементами из камня очень дорога, изготавливается редко и исключительно вручную. Каждый такой экземпляр высоко ценится, особенно популярны копии или вариации старинной мебели.

Россия с 17 по 19 вв. стала Авторская работа – традиции и современностьцентром камнерезного искусства, ведь к огромным богатствам сибирских недр прибавлялось и богатство людское – именно в ту пору ярко зажглись гении прославленных мастеров И. Патрушева, Я. Кокорина и Г. Налимова, создавших непревзойденные примеры каменной скульптуры, поныне украшающие залы Эрмитажа. Они открыли самую блистательную страницу камнерезного искусства в России – монументальные каменные вазы, чаши и курильницы, созданные по античным прообразам. Именно над подобной вазой бился мастер Данила в сказке Бажова «Каменный цветок» – ведь помимо объемных рельефов большую роль играл выбранный для работы камень, и часто естественный узор был настолько красив, что никаких дополнительных украшательств не требовалось. Под руководством Г. Налимова создана малахитовая ваза-кратер «Медичи» из Эрмитажа, которую использовали как светильник во время великосветских сборищ знати. Создание родонитовой вазы высотой 88 см по эскизам М. А. Шурупова заняло около 10 лет, причем единственным декором служит прихотливый рисунок камня. Знаменитая «Царица ваз», выточенная Я. Кокориным и Г. Налимовым из зеленой калканской яшмы, весит около 20 тонн, диаметр ее составляет 6 м, а высота – 2 м. Время создания заняло в 19-м веке более 20 лет, после чего она долго не могла въехать в Эрмитаж – двери были слишком узки для столь массивного изделия, и в итоге пришлось разобрать стену. Ваза сплошь покрыта рельефом, словно на нее набросили кружевную накидку. Конечно, сейчас повторить подвиг уральских мастеров невозможно, да и не из чего – рудники постепенно иссякают, и давно уже не находили многотонных глыб камня, из которых можно сделать новую «Царицу». Но и по сей день вазы из натурального камня – популярный акцент роскошного интерьера, хотя размеры их сильно уменьшились. Актуальны реплики – копии старинных ваз и чаш из малахита, яшмы или родонита с бронзовыми деталями. Подобные авторские изделия, как и в царские времена, по-прежнему доступны лишь избранным ценителям прекрасного.

Мелкие предметы из натурального камня всегда были частыми гостями во дворцах высокопоставленных особ. В 50 — 60-х годах 18-го века расцветает мода на табакерки из натурального камня, часто украшенные мозаикой. Каменная посуда – чарки, подносы, блюда различной формы из яшмы, лазурита и родонита обрели популярность в конце 18-го века. Кроме того, огромной была гамма мелких бытовых изделий – подсвечники, канделябры, часы, статуэтки, пресс-папье, пепельницы, шкатулки, изготовленные целиком из камня или из камня в сочетании с золоченой бронзой. Сохранилась опись более 600 малахитовых предметов из коллекции заводчика Демидова – здесь и мебель, и ювелирные украшения, и статуэтки… Декоративные аксессуары из камня считаются прекрасным дополнением к интерьеру и по сей день – авторский подсвечник или шкатулка из малахита, чароита или мрамора не посрамит своего хозяина, ведь подобные вещи стояли в кабинетах Пушкина и Лермонтова.

В 18-м веке в России особенно расцвела любовьАвторская работа – традиции и современность к натуральному камню – настолько, что среди дворян стал моден камень как таковой, и все бросились собирать минералогические коллекции. Даже декоративные изделия – столешницы и крышки шкатулок и табакерок – частенько украшались набором различных минералов, подобранных по цвету и ограненных кабошоном или «розой», но при этом образующими не мозаику, а некое подобие мини-коллекции. Сегодня на смену крышкам табакерок для любителей камня пришел другой вид любительской коллекции – «горки» из самоцветов, представляющие собой букет разноцветных кристаллов. Такая вещь находится вне стиля, поэтому впишется в самый современный интерьер.

Конечно, размах камнерезного искусства прошлых веков остался в прошлом, и некоторые массивные предметы интерьера навсегда остались уникальными примерами каменного зодчества, ведь материала для их копирования просто нет. Натуральный камень, увы, не является возобновляемым продуктом, а для формирования пластов камня требуются долгие века. Поэтому существующие сейчас авторские работы из натурального камня представляют собой особенную ценность – со временем ценность их лишь повышается, поэтому это еще и отличное вложение средств. Авторская скульптура или предмет декора – это статусная вещь, и можете быть спокойны – нигде больше вы не увидите такого же изделия. Изготовленная на заказ вещь – это некий манифест успешности и часть имиджа. Ведь если задуматься, именно поэтому человек и стремится к богатству и успеху – чтобы иметь возможность позволить себе эксклюзивный товар, нечто, единственное в своем роде.

.