Сардоникс – отец камней
Смотреть все изделия из Сардоникса>>>
Клавдий Цезарь носил изумруды и сардоникс. Первым
же из римлян, носившим сардоникс, как говорит Демострат, был Африкан
Старший, и с тех пор этот драгоценный камень был у римлян самым знатным.
(Плиний Старший.)
Из досье:
Сардоникс – разновидность агата, характеризующаяся чередованием
красно-бурых, буро-коричневых, белых и голубоватых полос. Твердость 7,0
по шкале Мооса, плотность 2,5-2,6 г/см3, блеск шелковистый, стеклянный.
Другие названия: агатовый оникс, сердоликовый оникс, ленточный агат.
Сардоникс
(греч. onyx – ноготь и sard – Сардис, столица Лидийского царства)
соединил в себе лучшие качества семьи халцедонов: полоски агата и
оникса, теплые светлые цвета сердолика и темные сарда, голубоватые тона
сапфирина. Такой камень люди просто не могли обойти стороной, и он был
известен и уважаем уже в Древнем Египте: у царицы Клеопатры в I веке до
н.э. был любимый сосуд из сардоникса с черным порошком антимония,
которым она подводила веки. Но в отличие от того же агата полоски у
сардоникса толще, прямее оттенки слоев варьируются от очень
темно-коричневого, бурого, через коричневый, красно-бурый и
оранжево-красный, до розоватого и белого с голубым оттенком. Часто слои
контрастно чередуются. Сардоникс
непрозрачен, но есть и полупрозрачные, просвечивающие на три-четыре
сантиметра разновидности с тонким рисунком. Название «сардоникс»
восходит не к sard?nyx, а к sardolith — камень из Сарда, Сардиса. Этот
древний лидийский город на побережье Эгейского моря был богатым рынком
цветного камня. Сардом (сардером, сардионом) называли и до сих пор
называют разновидность халцедона бурого с красным оттенком цвета,
полупрозрачного на свет. Пожалуй, это самое древнее название из всех
разновидностей кремнезема (кварц, халцедон и т.д.) Уже позже сардоникс
стал «сардовым ониксом» он имеет цвет сарда, а оттенки его белых слоев
похожи на цвет человеческого ногтя. Кроме Лидийского царства (часть
современной Турции) сардоникс добывался в Индии и Южной Америке и был
известен ацтекам. Он до сих пор добывается в Мексике, в Бразилии
(Минас-Жерайс), Египте, Аргентине есть месторождения в Австралии,
Алжире, Афганистане, Пакистане, США.
Римляне
стали использовать сардоникс для изготовления резных изображений:
печатей, перстней, камей. Считается, что сардоникс стал модным благодаря
римскому полководцу и государственному деятелю Сципиону Африканскому,
который имел несколько печаток из сардоникса. Дело в том, что сардоникс
обладает замечательным свойством: к нему не прилипают вязкие вещества
вроде воска и глины, поэтому он удобен в использовании в качестве
печати. Люди носили и украшения из сардоникса, просверливая в них
отверстия, и до сих пор из сардоникса вырезают бусы. А раз существовал
рынок цветного камня, то появились и подделки. У Плиния Старшего описан
способ получения имитации сардоникса путем склейки трех камней разного
цвета: «…Настоящий камень трудно отличить от ненастоящих, потому что
открыли способ делать из настоящих камней фальшивые другого вида.
Сардоних склеивают из трех других камней так искусно, что это невозможно
заметить там черная материя, здесь белая, там сурик, и все самые
лучшие». В древних текстах употребляется название «сардоних». В те
времена сардониксы высоко ценились, почти наравне с сапфирами, если
камни были нужного качества: разноцветные слои должны были лежать
правильно, ровно.
Сардоникс
тесно связан с символикой христианской религии. Он неоднократно
упоминается в религиозной литературе и потому получил в наследство
разные чудесные свойства, например, свойство омолаживать организм. В
«Апокалипсисе» описан Небесный Иерусалим, райский город, который имеет
стену с двенадцатью основаниями, каждое из которых украшено своим камнем
сардоникс украшает пятое основание. Кроме того, все эти камни в
средневековых богословских трудах были распределены между двенадцатью
апостолами сардоникс посвящен апостолу Филиппу, исцелявшему укушенных
змеями и воскрешавшему мертвых. Отсюда, видимо, и тянутся следы свойств
сардоникса.
Знаменитый еврейский историк и военачальник I века Иосиф Флавий в
«Иудейских древностях» упоминает сардоникс как часть облачения
священника: «Два сардониха, употребляющиеся вместо застежек у ризы…,
представляют солнце и луну».
В
«Житии Василия Нового» есть развернутое описание небесных чертогов, где
за столом с трапезой сидит Богоматерь. На столе среди фруктов и прочей
еды лежат драгоценные камни: «На трапез? же велики мисы лежаща
позлащены, яко молниа вид?ниемъ, каменообразны измарагды, сардонихи
зелении св?тлии суще, от всякого камениа, исходящаго из раа, з?ло
измечтани, приводящеся в высоту». – «На столе стояли большие
позолоченные блюда, блистающие, как молния, лежали изумруды, светлые
сардониксы и разные другие камни райские, прекрасные и совершенные». Как
видно, сардоникс считался настолько драгоценным, что рядом с изумрудами
лежал перед Богоматерью.
В эпоху Возрождения из сардоникса делали кубки, им инкрустировали
ювелирные изделия, причем и там он соседствовал с драгоценными камнями,
например, в большом зеркале, принадлежавшем Людовику XIV, королю-солнцу.
Золотое зеркало изготовлено в 1600 году и украшено гранатовыми бюстами,
изумрудами, отделано сардониксом и камеями.
Пожалуй, самое главное, для чего люди с начала нашей эры охотятся за
лучшими экземплярами сардоникса, – это многослойные камеи, резные
изображения на камне. Разноцветные слои сардоникса для них – лучший
материал чаще всего темный слой служил фоном, а на нем из следующего
белого слоя вырезался, к примеру, профиль императора. Вырезали также
парные профили царственных супругов, аллегорические сцены, мифических
персонажей, богов и богинь, сцены из мифов и т.д. Искусство вырезания
камей достигло расцвета в IV веке до н.э. центром производства камей
стала египетская Александрия. Имена первых александрийских мастеров не
сохранились, хотя многие резчики все же остались в истории ювелирного
искусства. Камеи этого периода – образец высокого мастерства,
виртуозного владения материалом.
В
те времена, в III веке до н.э., в Александрии правил Птолемей II
Филадельф, сын полководца Александра Македонского. Он был женат во
второй раз на собственной сестре Арсиное – брак хоть и по древним
египетским традициям, но для греков неприемлемый. Однако Арсиноя II
активно принимала участие в делах управления государством и, возможно,
поэтому стала его женой, обожествленной после смерти. Эти
эллинистические супруги-фараоны навсегда увековечены неизвестным
мастером в камне – на знаменитой камее Гонзага. Парный профильный
портрет выполнен на трехслойном сардониксе на темном фоне вырезан
профиль Арсинои из голубоватого слоя, затем профиль Птолемея из слоя
более теплого оттенка, из-за чего лицо кажется более загорелым. Из
верхнего коричневого слоя вырезаны шлем царя, его волосы и плащ с
застежками в виде голов Медузы Горгоны и Фобоса. На шлеме свадебный
венок на прическе Арсинои – тоже. Это была своего рода свадебная
фотография. Удивительно, как резчику удалось передать живые выражения
лиц супругов: женственность лица царицы и мужественное, суровое лицо
царя. Камея
получила свое название из-за того, что находилась в собрании маркиза
Франческо II Гонзага, ренессансного мецената, правителя итальянского
города Мантуи. В 1542 году было составлено первое известное описание
камеи, хотя изображенные на ней лица были идентифицированы ошибочно:
«Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и
Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с
жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью». Камея побывала
и в Пражском Граде, и в Ватикане, пока не попала во Францию, где стала
собственностью первой жены Наполеона Жозефины Богарнэ. После разгрома
наполеоновских войск Жозефина подарила ее русскому императору Александру
I, который сохранил семейству Богарнэ его положение и доходы. В 1814
году император передал Камею Гонзага в Эрмитаж, где она хранится до сих
пор.
Камеи
на сардониксе вырезали и во времена увлечения античностью, в XVIII-XIX
веках европейские монархи собирали целые глиптотеки из резных камей,
древних и современных. А. И. Куприн, любитель камней, говорил, что
сардоникс – самоцвет, «любимый царями и царицами». В рассказе «Гемма» он
описал сардониксовую гемму, которая считалась амулетом: «Кто ее носит с
собой – тот может не бояться внезапной и пагубной любви к особе другого
пола».
Сардониксы в древности делили на женские и мужские камни. Женские
имеют более светлые оттенки, мужские – более темные. Соответственно
распределялись и лечебные свойства камня ношение мужского считалось
полезным для заживления ран, сращивания сломанных костей, женского – для
скорейшего зачатия. Плиний считал, что сардоникс обеспечивает
счастливое супружество, исцеляет от меланхолии, охраняет от сглаза и
колдовства. В средневековой медицинской литературе описано снадобье из
сардоникса: «Кто растерши его в воде, выпьет эту воду, у того спадет
опухоль на животе, и получит он облегчение».
В Индии и странах Востока сардониксу приписывают способность
притягивать к владельцу удачу и везение. В европейских странах он
символизирует силу, жизнелюбие, крепкий счастливый брак. Сардоникс
считается камнем-оберегом путешественников и философов амулеты из
сардоникса помогают избавиться от неоправданных страхов. Считается, что
он открывает перед своим хозяином скрытую информацию, способствует
научному осмыслению мира и его феноменов.
По
данным Торы, Библии, трудов европейских богословов и мистиков X века
сардоникс считается камнем июля. На июль приходятся два знака Зодиака:
Рак и Лев. Российские источники XIX века (Пыляев, Святский,
Мамин-Сибиряк, Костромин и др.), в целом восходящие к работам Исидора
Севильского и Иосифа Флавия, указывают, что сардоникс является камнем
августа. В августе отмечают дни рождения Львы и Девы. Таким образом,
сардоникс наиболее подходит для Львов, Раков и Дев, которые смогут
извлечь из общения с сардониксом максимум полезного. Представители
других знаков Зодиака могут не опасаться носить этот камень: сардоникс
несет в себе заряд положительной энергии, освещает все вокруг своим
теплым светом.
У сардоникса счастливая судьба: он всегда был любим и востребован, и
хоть не всегда считался драгоценным, дорогим камнем, но под руками
мастеров-резчиков всегда становился таковым. И в наши дни мы удивляемся,
как этот полосатый камушек превращается в изображения богов на геммах и
сложных гербов на перстнях-печатках. В простых же украшениях –
кабошонах, бусах, браслетах – его красота иная: не столь утонченная, она
ближе к природе, почти не тронутая рукой человека, и так и тянет
погреться в тепле этого первозданного огня – рыжем красноватом свете
полосатого сардоникса.
Смотреть все изделия из Сардоникса>>>