Горные духи в легендах и мифах
Глядя на сверкающий многочисленными гранями великолепный бриллиант или изумруд, на ум невольно приходят старинные легенды, в которых происхождение самоцветов объяснялось поэтически: то они падали с неба, то являлись слезами прекрасных богинь или застывшим лунным или солнечным светом… Однако реальность гораздо масштабнее и в чем-то драматичнее, чем старые сказки: ведь большинство драгоценных камней появились не с небес а, наоборот, «вышли» из-под земли, из мрачных темных шахт и таинственных пещер, куда ни солнце, ни луна не заглядывали с начала времен. Горное дело – одно из первых, каким занялись люди, и поначалу мало кто шел камнедобытчиком добровольно: занятие это было опасное и тяжелое. Величайшие драгоценности прошлого, которыми упивались Клеопатра, Нерон и Александр Македонский, рождались отнюдь не в божественных чертогах, а в сырых холодных подземельях, унесших не одну жизнь; а иной раз горняков приковывали цепями, чтоб они даже ценой жизни выработали оброк. Неудивительно, что несчастные, измученные старатели мечтали о вмешательстве сверхъестественных сил, которые спасли бы их от жестокости хозяев – а иррациональные подземные пейзажи, совершенно непохожие на земные ландшафты, угнетающая тишина и спертый воздух рождали странные видения и легенды о горных духах, которые могли помочь в нелегком труде, указав на драгоценную жилу, а порой и разобраться с несправедливыми надсмотрщиками. Истории о существах, живших под землей и связанных вечно с добычей золота и драгоценных камней, присутствуют в мифологии самых разных стран, и при всей своей разности чем-то они конечно похожи…
Черви земли
Истоки верований в горных «помощников» лежат в Скандинавии – там возник языческий эпос Эдда, своеобразно объяснявший рождение нашего мира; согласно мифам Эдды, в теле одного из великанов завелись черви, которым был милостью богов дарован разум и стали они карликами-цвергами, обитающими в земле и камнях. Эти существа – маленького роста и с длинными бородами – были, конечно, дальними предками гномов: они боялись солнечного света и жили в горах, добывая самоцветы и золото и превращая их в непревзойденные произведения ювелирного и камнерезного искусства. Цверги не любят компании и не выносят людей, но порой способны помочь сделать красивое ожерелье или золотое кольцо. Встретив цверга-гнома – маленького уродливого человечка с белой бородой, закутанного с ног до головы в плащ – следует быть настороже, потому что ему ничего не стоит устроить обвал или сбросить человека в пропасть. Свои сокровища он тщательно оберегает от посторонних глаз, и поделиться готов лишь при крайней нужде – например, попав в беду и нуждаясь в помощи. Однако обещаниям карлика верить нельзя, они с легкостью обманывают и никогда не держат слово – все украшения, которые они дарили якобы по доброй воле, неизменно приносили несчастье. Обитают цверги в горах на территории Германии.
Скандинавский миф гласит о том, что однажды Фрейя возмечтала о прекрасном ювелирном украшении – ожерелье из самоцветов. Но в обители богов на небесах подобной вещи не было, и в поисках ей пришлось спуститься на Землю – она рассчитывала хотя бы гирляндой цветов заменить явившееся ей во снах ожерелье. Однако случайно она забрела в странное место – там не было солнечного света, но его заменял блеск драгоценностей, которые были повсюду; карлики сновали вокруг, выкапывая из земли и обрабатывая самоцветные камни. А четверо из них были заняты отделкой великолепного ожерелья Брисингамен. Увидев его, Фрейя была готова на все, лишь бы получить украшение – однако карлики не захотели денег, но потребовали заплатить за самоцветы любовью. Цверги были отвратительны, а богиня – прекраснейшей из живущих, однако блеск золота пересилил все, и условие было принято, а ожерелье Брисингамен – получено. Но с ним пришло и великое зло: началось все с того, что пропал любимый муж Фрейи, и на Земле наступила зима и увяли цветы, сочувствуя богине в ее горе; а потом хитрый вор украл Брисингамен и взамен потребовал, чтоб Фрейя разожгла братоубийственную войну на земле, которой не будет конца – и чтоб вернуть украшение, Фрейя согласилась, и много людей погибло из-за ожерелья, которое считалось величайшим произведением ювелирного искусства.
Хозяева рудников
В северных областях Великобритании шахтеры издавна верят в горных духов совсем иного рода – мирных коблинай, или, как их еще называют, стуканцев. Внешне эти существа похожи на малорослых и очень страшных на лицо горняков, одетых, как и полагается, в кожаные фартучки, с кирками и фонариками в руках. Коблинай трудолюбивы, и все время что-то делают, как «настоящие» шахтеры: нагружают ведра рудой и самоцветами, стучат кирками, бегают по штольням и пещерам. Куда деваются результаты их труда – неизвестно, но говорят, что сокровища они прячут в укромных пещерах. Болтать об их проделках попусту считается опасным – за это стуканцы могут закидать невежливого горняка камнями, а если засвистеть в шахте, то глупцу могут и свернуть шею со злости. Зато тем, кто пришелся коблинай по душе, они подскажут, где искать драгоценную жилу, стуча своими крошечными молоточками по стенкам шахты. Конечно, современные ученые смеются над народными поверьями – ведь стук, скорее всего производят капли воды; однако в старину к коблинай относились с уважением, и те неоднократно предупреждали об опасности обрушения, принявшись громко и вразнобой колотить молоточками, либо внезапно застонав.
Древнее валлийское предание рассказывает, что однажды на трех работавших в штольне горняков внезапно обрушился целый водопад камешков. Отбежав подальше, они увидали стуканца, который молча показал им за спину. Обернувшись, горняки уже не обнаружили того места, где только что добывали самоцветы и золото: потолок обвалился в ту же секунду, и не уйди они, то лежали бы под толщей породы. Поблагодарить нежданного спасителя не удалось – тот мгновенно растворился в воздухе.
Уральские духи
Было бы странно, если б на горном Урале, который с 17-го столетия стал центром мирового масштаба по добыче и обработке камней и металлов, не существовало бы собственных духов-хранителей. Тем более, что условия к этому располагали – удивительное неиссякаемое богатство северных копей казалось чем-то волшебным, а суровые условия содержания крепостных рудокопов располагали к стремлению отыскать путь избавиться от барского оброка поскорее. Здесь самым честным и добрым шахтерам могла помочь Медной горы хозяйка – таково имя уральского горного духа, властвовавшего над самоцветными кладовыми. Сказы фольклориста Бажова описывают ее как высокую, красивую женщину, не молодую и не старую – но невыразимо прекрасную, с матово-белой кожей и черными как смоль волосами. Наряд ее соткан из малахита, усыпан драгоценными камнями и бриллиантами, а живет она в толще горы, в каменном саду, где растут деревья из мрамора и змеевика, а над малахитовыми колокольчиками порхают золотые пчелки. Приглянувшемуся работнику Хозяйка показывала, где скрывается самый лучший камень, а порой и освобождала от барина – однако симпатии горной девы не приносили счастья, и все, кого она одаривала милостью, быстро чахли в людском мире, не в силах забыть сияния ее подгорных чертогов.
Другая уральская легенда повествует об ином духе, хранительнице колодца, на дне которого лежит самоцветный клад, который откроется лишь чистому сердцем. Показаться может хранительница и старухой седой, и девушкой юной, и царицей в золотом уборе – но когда она предложит отыскавшему ее колодец россыпь драгоценных камней, не стоит жадничать, иначе груда богатства погребет под собой неудачливого искателя приключений.
А самая волшебная уральская сказка – о чудесном олене с серебряными копытами, что скрывается в горных лесах. Встретить его – большая удача, потому что стоит животному ударить о землю ногой, из-под копыт польется ручей настоящих самоцветов…
Одухотворенные камни
Добрые или злые, подземные жители существовали с того момента, как первый горный мастер ударил киркой по стенке пещеры в поисках топазов или рубинов. Сегодня цепи и лети ушли в прошлое, шахты оборудованы по последнему слову техники, трудиться стало не в пример легче, чем раньше – однако горняцкое дело по-прежнему тесно связано со всевозможными суевериями. Ведь никакая электроника и научные достижения не могут в конечном итоге спасти от разгневанной Земли, решившей именно сегодня обрушиться на головы старателей – либо наоборот смилостивившейся и открывшей счастливцам новое, неожиданное месторождение там, где жила казалось давно иссякла. И они еще живут в толще неприступных скал – злые гномы и добрые стуканцы, и, презирая нас, людей, за неспособность проникнуть глубоко в суть камня, порой все же жалеют и приоткрывают двери в свое сказочное царство. Не потому ли драгоценные камни сами по себе умеют влиять на человеческие судьбы – быть может, оттого что когда-то они пришли из неподвластных людям глубин, и до сих пор несут в себе частичку древнего волшебства.