Шейные украшения: от бус до фермуара

Шейные украшения: от бус до фермуара

Шейные украшения: от бус до фермуараЕсли вы читаете эти строки и вы – женщина, то в девяти случаях из десяти на вашей шее красуется какое-нибудь украшение, пусть даже простая цепочка со знаком зодиака или крестиком. Еще в детстве вы примеряли мамины бусы и в упоении не заметили, как они порвались. Разноцветные бусины из камня, металла или пластика, стекла или, возможно, дерева покатились с веселым характерным звуком, означающим только одно – вам попадет. Римские и шумерские мамы, наверное, так же отчитывали своих дочерей за порванные бусы, и этот неповторимый звук катящихся бусин, быть может, заложен на уровне генетической памяти.

Древнейшее украшение, которое носит человек – бусы. Бусами традиционно называют более простое по форме и материалам украшение, чем ожерелье, хотя, в общем-то, это одно и то же. Этому шейному украшению, представляющему собой нанизанные на нить, проволоку и т.д. мелкие предметы, уже более ста тысяч лет, и самые Шейные украшения: от бус до фермуарадревние из них, известные нам, найдены в пещере Скуль в Израиле. Эти бусы представляют собой низку маленьких раковин с проделанными в них отверстиями. Их носил даже не современный человек разумный, а, скорее всего, его предок кроманьонец. До этого древнейшими считались декорированные раковины-бусины, найденные в 2007 году на востоке Марокко. Им 82 000 лет. В каменном веке в качестве ожерелий использовались просверленные кости, зубы, челюсти животных, даже человеческие черепа, что до сих пор распространено среди африканских племен. Такие бусы были не просто украшением: они служили опознавательными знаками и символизировали охотничьи трофеи. Позже стали использоваться камни: янтарь, яшма, халцедоны, жемчуг. Как только люди научились обрабатывать металл, а произошло это семь, а, возможно, и восемь-девять тысяч лет назад, появились бронзовые украшения в виде обручей. Такой отрезок времени нам сейчас трудно представить, а в то время шейные украшения уже имели определенный смысл и цель, их роль уже полностью сформировалась. Например, современные подвески произошли от охотничьих амулетов. Во Франции найден клык волка, использовавшийся в качестве кулона. Ему 30 000 лет. Люди-охотники того времени старались таким образом получить часть силы животного, а также защититься от хищников. В общем-то, с тех пор изменились только материалы и техника, а все многообразие современных шейных украшений восходит к нанизанным на сухожилия или проволоку бусам или кулону. То же касается и магических функций. До сих пор распространены ожерелья и бусы с «глазками», сделанные из стекла, камней и других материалов. По поверьям, символ глаза отражает действие злого «глаза» — взгляда, защищает от сглаза. В Сирии такие бусы украшали фигурку богини в доме и защищали ребенка в то время, пока мать была занята. Агатовые и сердоликовые бусины с разводами, напоминающими изображение глаза, носили шумеры.

Шейные украшения: от бус до фермуараБусы и ожерелья из камня по обработке мало чем отличаются от современных, взять хотя бы римские веретеновидные бусы из полосатого агата в сочетании с позолоченными бусинами. Какая-то римлянка носила их в I веке до н.э. так же, как и наша современница. Их вполне можно надеть и сейчас. Или бусы из горного хрусталя и сердолика, ограненные в виде шара и найденные в Приволжье. Они практически ничем не отличаются от сердоликовых бус из коллекции Империи самоцветов. Если же говорить о разновидностях ожерелий, то, конечно, таких, как египетское ожерелье Неферусптар из XII династии, не встретишь в ювелирных магазинах. Отношение к Шейные украшения: от бус до фермуараювелирным украшениям Древнего Египта всегда было особым из-за их таинственного, магического ореола и разных легенд и страшных историй, которыми обросла история их обнаружения. Сами египтяне придавали ношению украшений магический смысл, и создали целую разветвленную систему символов, использовавшихся в изготовлении подвесок и ожерелий. Шейные украшения были призваны защитить сердце, которое считалось чрезвычайно важным органом. Сама форма ожерелья – круг – олицетворялась с солнечным диском Ра, квадратные и трапециевидные подвески были символом священной земли Амона. Амулеты, которые клали на грудь мумиям, должны были помочь им в путешествии в загробный мир. Материалы тоже наделялись магической силой, например, лазурит, который приходилось привозить из современного Афганистана. Из него вырезали скарабеев; считалось, что этот камень придаст амулету особую силу. Ожерелье из лазурита, такое, как в коллекции Империи Самоцветов, обладает сильной магической аурой, и теперь ее может почувствовать любая женщина.

Шейные украшения: от бус до фермуараВ гробницах встречаются всевозможные формы бус из агата, сарда, халцедона, яшмы: шаровидные, миндалевидные, дисковидные, цилиндрические. А подвески с изображениями скарабеев, глаза Гора, сокола Ра сплошь покрывают инкрустации из самоцветов. Широкие нагрудные украшения с изображениями событий из жизни Исиды, Гора и Осириса носили только фараоны и члены царских семей. Такого рода украшение позже получило название «пектораль» (от лат. pectus — грудь). Пекторали были не только у египтян. В 1971 году на Украине была найдена золотая скифская пектораль IV века до н.э., принадлежавшая скифскому царю. Страховая стоимость этой поистине царской вещи — около 2 000 000 долларов. Но истинная ценность ее – в потрясающем мастерстве, с которым она сделана: на ее полукруглой серповидной поверхности фигурки животных и людей в разных позах образуют чудесный ажурный рисунок; они отлиты из золота с невероятной точностью и художественным вкусом.

Одним из популярнейших материалов для изготовления шейных украшений было стекло. Самая старая известная нам бусина из стекла найдена в районе Фив в Египте, ей около пяти с половиной тысяч лет. С появлением различных техник обработки стекло стало чрезвычайно распространено и из Египта попало в другие страны. Стеклу часто старались придать вид полупрозрачного камня, и считалось оно не менее ценным, чем камни, и часто соседствовало с ними в ожерельях, оправленных в золото. Стеклянные бусы носила царица Хатшепсут почти три с половиной тысячи лет назад – это было недешевое украшение. Возросшее мастерство стекловаров позволило делать бусины самых разных расцветок, создавать любые узоры. Позже римские стеклодувы делали каждую бусину из нескольких пучков стекла разного цвета, создавая любой узор, надпись и даже Шейные украшения: от бус до фермуарапортрет, и все это в крохотном шарике стекла. Распространенными были бусы в полоску, с цветами, в форме вазочек, животных и человеческих голов, глазчатые и позолоченные бусины. До сих пор эти предметы не потеряли своих красок и удивляют мастерством изготовления.

Стекло быстро завоевало популярность, притягивая своей красотой, о чем свидетельствует тот факт, что остров Манхеттен был продан индейцами в XVII веке голландцам за несколько низок стеклянных бус. Стеклянные бусы носили и на Руси, причем любимым цветом был зеленый – цвет зелени, лета. С открытием уральских месторождений не менее популярным стал зеленый малахит.

С течением времени шейные украшения видоизменялись под влиянием различных обстоятельств, и одно из них – мода. Постепенно эстетическая функция вытеснила практическую — магическую. С появлением возможности огранять драгоценные камни появились и новые виды ожерелий. Колье, ривьера, фермуар, склаваж – даже по названиям понятно, что законодательницей в этой области была Франция. Но изначально ожерелье на Руси (от старорус. — жерло) было нагрудным украшением и представляло собой стоячие или лежачие съемные воротники, пристегивавшиеся к женской или мужской одежде и расшитые самоцветами. Затем ожерельями стали называть и цепи с драгоценными камнями, называвшиеся прежде окладнями.

С распространением христианства появились подвески-кресты, ладанки, мощевики, подвески-образки с изображениями святых. В Средневековой Шейные украшения: от бус до фермуараЕвропе популярны были цепи, которые во Франции и Англии носили только мужчины, а в Германии и женщины. На портретах того времени можно увидеть толстые золотые «стружчатые» цепи, в несколько рядов. Интересно, что шейные украшения и в частности цепочки в некоторых случаях имели практическое предназначение. Это были ловушки для блох. Разодетые в пух и прах дамы XV—XVIII веков страдали от блох, поэтому носили под одеждой «блошиные ловушки». Самой эффективной была ловушка, сшитая из тонко выделанного меха мелкого животного в форме зверька. Эта «обманка» крепилась к головке ювелирной работы, зачастую очень дорогой. Носили ловушку на цепочке. Блохи забирались в мех, и во время вечернего туалета можно было их выловить. В музеях сохранились ловушки и других типов: в виде валика, искусно вырезанного из слоновой кости или дерева, богато украшенного и снабженного множеством маленьких отверстий. В валик в качестве приманки вкладывали намазанный кровью колок, либо клочок шерсти, пропитанный медом или сиропом. Подобные ловушки, изготовленные из бамбука, применялись еще в Древнем Китае.

Средние века – время великих географических открытий и расцвета Испании. Испанская мода набирает обороты в середине XVI века и приникает во все отрасли европейского искусства, в том числе и ювелирное. Невиданный расцвет переживают подвески, которые, в отличие от Шейные украшения: от бус до фермуараожерелий, не были нательным украшением, а носились поверх одежды и представляли собой подвешенное на цепочке украшение. Сейчас подвески носят как поверх одежды, так и на теле, и даже кресты можно открывать взорам окружающих, если они богато украшены самоцветами. Кроме обычной круглой формы подвески приобрели удлиненные, грушевидные очертания. Они изготовлялись из драгоценных металлов, украшались драгоценными камнями и жемчужинами, свисающими снизу. Оборотная сторона подвесок по испанской моде была плоской и покрывалась орнаментом с эмалью. Современные подвески и кулоны носят все женщины и некоторые мужчины; наиболее популярны в XX веке стали подвески с изображениями знаков зодиака и с начальными буквами имени.

Во времена роскошного барокко светские модницы носили жемчужные нити в несколько рядов; жемчугом расшивали одежду. В XVIII веке модны были медальоны с миниатюрой на шейной ленте. Этот вид шейного украшения считается родоначальником ожерелья-склаважа (склаваж — от фр. еsclavage — рабский, ошейник раба), которое носилось на шее, плотно облегая ее. Склаваж состоял из нескольких рядов цепочек, образовывавших лентообразную полоску, служившую основой для драгоценных камней и декоративных элементов. Склаважем также назывались броши, прикреплявшиеся к черной бархатной ленте, закрывавшей горло. Возможно, так стареющие прелестницы просто прятали дряблую кожу. В Алмазном Фонде хранится прекрасный бант-склаваж из рубинов и бриллиантов работы XVIII века. Банты, ленты и цветы – наиболее популярные в то время мотивы в украшениях.

XVIII век считается веком бриллиантов, и любая состоятельная дама имела бриллиантовое колье, которое входило в гарнитур вместе с кольцом, Шейные украшения: от бус до фермуарасерьгами, браслетом, диадемой или другими украшениями для прически или шляпки. Одно из значений французского слова «колье» (collier) – ошейник, хомут. Колье прилегает к коже у шеи или ниже и обязательно имеет застежку, причем иногда настолько богато украшенную, что ее не хотелось скрывать, и колье поворачивали задом наперед. Шейные украшения: от бус до фермуараТак появился фермуар (от фр. fermoir, fermer -”закрывать, запирать”).

Жена будущего английского короля Эдуарда VII датская принцесса Александра первой начала носить колье «собачий воротник» из отборного жемчуга. Колье плотно охватывало горло и произвело фурор в светском обществе. Такой тип колье сохранился в моде до сих пор. Его еще называют «чокер» — от названия ожерелья американских индейцев из костяных трубочек и бусин, также носимое на горле наподобие ошейника. Еще одна разновидность ожерелья — пластрон (фр. рlastron — нагрудник, грудь сорочки; у птиц — ярко раскрашенная грудь) — драгоценная лента с декоративными элементами. Пластрон носился как ожерелье, но мог и крепиться по контуру шейного выреза платья, выделяя его.

В начале XIX века наполеоновская Франция ввела моду на все античное. Платья женщин, их прически и украшения стилизовались под древнегреческие. Роскошные бриллианты на время сдали свои позиции, уступив место скромным цепочкам с кулонами или без и резным камеям. Для камей чаще всего использовался слоистый оникс, или же настоящие древнегреческие камеи вставляли в оправы и носили как броши или подвески. Но затем роскошь снова вернулась в ювелирное искусство; стало принято демонстрировать свое богатство. Максимальный эффект достигался с помощью разновидности колье под названием ривьера (от фр. riviere – река), в котором однородные камни закреплены так, что оправы почти не видно. Сверкающие драгоценные камни в такой оправе спускались с шеи сплошным «речным» потоком. Основанная на этом принципе и преимущественно применяемая теперь pave-оправа целиком скрывается за драгоценными камнями.

С 1950-х годов ХХ века вновь стала популярна гривна – ожерелье жесткой конструкции в виде полумесяца. Гривна имеет древнее и благородное происхождение. Ее прототипом были бронзовые и железные обручи из толстой проволоки-жгута. Застегивать их было не нужно, т.к. они были Шейные украшения: от бус до фермуарасжаты, и их концы заходили друг за друга. Эти украшения носили в разных странах либо женщины, либо мужчины, либо те и другие. У римлян она служила знаком отличия за боевые заслуги; у скифов и сарматов ее носили знатные мужчины и женщины; на Руси к XIV веку гривна постепенно стала чисто женским украшением, хотя в московских свадебных обрядах XVI века она была частью костюма и жениха, и невесты. Сейчас можно увидеть и классические гривны в форме полумесяца без инкрустаций, отделанные зернью и филигранью, и новые интересные их варианты, украшенные, как в коллекции Империи Самоцветов, крупными самоцветами: аметистами, топазами, цитринами или оригинальной «щеткой» кристаллов зеленого уваровита.

ХХ век принес в шейные украшения много нового, но новое – это, как известно, хорошо забытое старое. Вновь Шейные украшения: от бус до фермуаравернулась огранка в форме кабошона, стали модны бусы и цепи, возрождаются полузабытые ювелирные техники. Пожалуй, нет стиля, который бы не «вспомнили» ювелиры в ожерельях и колье: это и египетские мотивы в колье Bulgari, и кельтские крученые обручи у David Yurman, и цепи Cartier. Кроме того, некоторые марки, например, Boucheron, выпускают реплики собственных украшений XIX века. Для самых смелых – колье в стиле абстракции, в которых можно угадать очертания небоскребов. От роскоши итальянских марок до японского минимализма — моду диктуют не стили, а бренды, соревнуясь не только в переосмыслении эпох и направлений в ювелирном искусстве, но и в создании принципиально новых техник, в изощренности фантазии. Шейные украшения: от бус до фермуараУдивлять, восхищать, поражать воображение современников красотой камня и полетом творческой мысли – задача ювелиров из века в век, которая в наше время достигла небывалых высот. Фантазийные огранки в форме сердца, звезд, цветов, фасеточная огранка, «плавающие» бриллианты, новые материалы вроде бумаги, пластика, кожи ската, соседствующие с драгоценными камнями – лишь малая толика того, что каждый год появляется в ювелирных коллекциях. Драгоценные подвески во все времена использовались не только для украшения себя, но и в практических целях вроде хранения духов, мощей святых или даже ловли блох. Современность диктует новые условия: теперь это могут быть золотые и платиновые украшенные бриллиантами флэш-карты; аудио-гарнитура, ну, а часы на цепочке кажутся уже банальностью. Но, несмотря на обилие новых предложений, классика жанра всегда будет востребована. Жемчужное ожерелье Коко Шанель к маленькому черному платью останется неувядающим хитом, а любое бриллиантовые колье Garrard классических форм не оставит вопросов о статусе его хозяйки. Выбор шейных украшений ограничен лишь возможностями кошелька и вкусовыми предпочтениями, а удовольствие от этого процесса бесценно.

.