Царица мозаик

Царица мозаик

Игра света в блеске самоцветных камней издревле привлекала мастеров и художников всего мира. Обработка камня – одно из древнейших искусств, и многообразие каменных изделий огромно. Это и ювелирные украшения, и скульптура, и детали мебели, и облицовка стен и пола, и мелкие аксессуары – шкатулки, вазы, подсвечники. Одно из самых популярных способов обработки камня – это каменная мозаика или инкрустация камнем, видов которой существует великое множество. С помощью мозаичной инкрустации отделывают всевозможные поверхности, как крупные, так и небольшие, создают ювелирные украшения, картины и панно. Еще в Древнем Египте во фрески вставляли кусочки бирюзы и других самоцветов, чтобы картина выглядела живой и объемной. В Древнем Риме выкладывали мозаичные полы, настолько искусно сделанные, что рисунок казался цельным, а отдельные кусочки камня можно было рассмотреть, лишь специально приглядевшись. Мозаика бывает разнообразная – объемная, насыпная, римская, русская… Однако царицей мозаичного искусства по праву считается флорентийская мозаика, созданная в XVI веке под жарким солнцем Италии.

Истоки этого искусства находятся в «вечном городе» Риме, где в эпоху Возрождения мастера много экспериментировали с образцами античного декоративно-прикладного искусства, и открыли в XVI веке эту технику работы с камнем. Римляне предпочитали работать с мрамором, ограничиваясь орнаментами из цветных камней, вставляемых в мраморные плиты. Флорентийские мастера усовершенствовали римскую технику, начав активно использовать самоцветы. От абстрактных орнаментов они перешли к реалистичным изображениям предметов. Из мозаики создавали целые картины, которые украшали шкатулки, столешницы, вазы. Используя естественные особенности камня, жилки, вкрапления и трещинки, они добивались потрясающих по точности цветовых переходов, отличающихся удивительной реалистичностью.

Искусство флорентийской мозаики пережило свой расцвет в XVII веке, когда была открыты знаменитые флорентийские мастерские под руководством великого герцога Фердинандо де Медичи I, крупного государственного деятеля, ценителя и знатока искусства. Он превратил семейную лабораторию в производство почти промышленного масштаба, послужившее прообразом будущих придворных мастерских монарших домов Европы, среди которых особенно славились мастерские Богемии и Франции. Флорентийские мастерские производили мебель и украшения, как для церкви, так и для светских жилищ. Картины, вазы, чаши, шкатулки, реликварии, алтари, столешницы отличались редкой красотой и роскошью – смысл устройства мастерских был в том, чтобы блеск дорогих самоцветов отражал величие знаменитого двора Медичи. Фердинандо взялся за дело с размахом – запасы полудрагоценных камней, собранные им для капеллы Медичи, обеспечивали работу мастерских в течение нескольких веков, а остатки их используются и по сей день. Под чутким руководством герцога мастерские уже к концу XVI века выработали определенные характерные традиции мозаики, которая с тех пор по праву зовется флорентийской.

Изюминка данной техники в том, что плоские, идеально отшлифованные кусочки камня подбираются с огромным тщанием по цвету и по размеру, подгоняются друг к другу без швов, и картина кажется нарисованной искусным художником. Перепадами цвета можно передать оттенки кожи, переливы грозового неба, сияние солнечных лучей на закате. Возможности флорентийской мозаики безграничны – изображение может быть любой сложности. Это были не только портреты, иконы, пейзажи, изображения животных и птиц, натюрморты, гербы, но и интерьерные акценты – например, мозаичные полы, настенные панно, инкрустация поверхностей столов, каминов. С помощью техники флорентийской мозаики отделывали предметы декора – шкатулки, часы, вазы, блюда, чаши. Флорентийские мастера создавали еще и «обманки» – композиции, имитирующие лежащие на столе объемные предметы. Любимыми материалами стали т.н. «твердые камни» — яшма, агат, гелиотроп, перламутр, оникс, горный хрусталь, тигровый глаз, лазурит, малахит, ляпис лазурь, соколиный глаз, змеевик, мрамор, порфир. Камни выбирались на самом деле не столько по твердости, сколько по яркости красок, глубине цветовых переходов и зеркальному блеску, получаемому во время шлифовки. Для обогащения палитры камня флорентийцы использовали различные ухищрения – например, специально нагревали мрамор и халцедон. Обработанные камни наклеивали на основание, которое могло быть сделанным из поделочного камня (мрамора, порфира, доломита, сланца), а также деревянным. Инкрустации камнем на фоне темного дерева смотрятся особенно ярко и необычно.

В России техника флорентийской мозаики стала очень популярна с начала XVIII века, который благодаря открытию на Урале богатых залежей минералов стал эпохой страстной любви к самоцветному камню. На гранильных фабриках, особенно Петергофской, активно изготавливали всевозможные изделия из русского поделочного камня, особенной популярностью пользовались столешницы из мрамора, порфира, лазурита или малахита, украшенные флорентийской мозаикой, и мозаичные панно из цветных камней. В большой моде были также инкрустированные мозаикой табакерки из яшмы, порфира, лабрадорита и амазонита.

С появлением в жизни человека в XX веке новых технологий, камнерезное искусство тоже претерпело ряд усовершенствований. Срок изготовления вещей с инкрустацией флорентийской мозаикой сильно сократился, точность подгонки значительно увеличилась, и художники получили замечательную возможность достаточно быстро создавать шедевры каменного искусства по эскизам. Однако флорентийская мозаика по сравнению с другими видами мозаики — по-прежнему трудоемкий и длительный процесс, который невозможно полностью автоматизировать и «поставить на поток» — флорентийская мозаика требует постоянного человеческого участия.

В Советском Союзе техника флорентийской мозаики была особенно востребована – с ее помощью создавались многочисленные самоцветные картины огромных размеров, преимущественно с патриотическим сюжетом. Но элитарность этого искусства в то время была забыта – теперь мозаичными композициями украшены наземные вестибюли и станции метрополитена г. Москвы – например, «Киевская», «Сокол», «Краснопресненская» и другие. Мозаика широко использовалась в интерьерах общественных зданий – музеев, дворцов культуры, театров, гостиниц. Композиции достигали порой огромных размеров – так, панно «Культура, искусство, театр» В. К. Замкова, созданное для Культурного центра Олимпийской деревни в Москве, имело площадь 220 кв.м. Надо сказать, что произведенные в годы советской власти мозаичные картины отличались некоторой резкостью и изломанностью очертаний, налетом абстракционизма. Гигантомания и необходимость закончить работу в короткие сроки привели к утрате ювелирной проработки мозаики, превращая ее просто в способ облицовки стен.

Сегодня технику флорентийской мозаики вновь применяют для изготовления штучных изделий ручной работы. Каждая картина – настоящее произведение искусства, созданное опытными мастерами. Изделие, украшенное флорентийской мозаикой, сразу же становится в несколько раз дороже, превращаясь в эксклюзивный экземпляр, ведь двух абсолютно похожих мозаик быть не может. Природные черты камня уникальны, поэтому даже две мозаики с одинаковым сюжетом будут немного различаться. Круг людей, которые могут себе позволить приобрести флорентийскую мозаику, всегда был узок. Со времен Медичи она была и остается искусством для избранных – каменные картины чрезвычайно дороги еще на стадии закупки материала, а для изготовления требуется время и самые искусные мастера. Однако результат стоит того – радующая глаз и душу, картина не только чрезвычайно красива и респектабельна, но и долговечна: она не выцветает, не тускнеет и не осыпается с годами. Мозаичные панно демонстрируют чудо камнерезного мастерства, одновременно производя впечатление единого целого, созданного как будто самой Природой из натуральных камней, каждый из которых по-своему уникален.

.