Традиции курительных принадлежностей
Не все то золото, что блестит сразу – так, порой мелкое происшествие, кажущееся совсем не важным в гуще более существенных событий, получает нежданное и судьбоносное развитие. Именно это произошло в 1492 году, когда за открытием нового континента, названного впоследствии Америкой, никто не обратил особого внимания на необычные обряды местных жителей, которые поджигали скрученные листья неизвестного растения и вдыхали ароматный дым. Тогда вряд ли возможно было предвидеть, что спустя несколько веков туземный обычай плотно войдет в быт жителей обоих полушарий и разветвится на множество разновидностей, некоторые из которых станут истинными признаками высокого статуса и аристократизма, войдут в анналы литературы и истории. Трубка Шерлока Холмса, ставшая полноценным участником множества запутанных расследований; сигары Черчилля и Аль Капоне; изящный мундштук сигариллы Эдит Пиаф; трубочное зелье знаменитых толкиeновских хоббитов; кальян графа Монте-Кристо – с какой стороны ни зайди, курение плотно поселилось в мировой культуре. И, конечно, дело тут не столько в самом табаке, о нет – скорее это неповторимая атмосфера курительной комнаты английского клуба или восточной кальянной, и, конечно, многочисленные аксессуары и принадлежности, по уровню которых принято судить о достатке их хозяина. И, если задуматься, то непросто найти материалы благороднее и престижнее, нежели драгоценные металлы и самоцветные камни…
Камень сопровождал курение с самого начала – ведь трубку надо было зажигать, для чего использовали огниво, по сути являющееся полудрагоценным камнем пиритом. Старый солдат из сказки Ганса Христиана Андерсена «Огниво» обрел богатство с помощью этого поблескивающего золотыми искорками самоцвета, ударяя по которому стальным кресалом, можно было высечь сноп искр; им же служивый человек разжигал свою трубочку, как делали это и прочие обитатели старой Европы. Сейчас на смену пириту давно уже пришли более современные приспособления – сначала спички, для которых изготавливали каменные специальные спичечницы, вроде «грибка» из песчаника с отверстием в шляпке, сделанного для Николая II фирмой Фаберже. Затем настал черед зажигалок, но и здесь самоцветы не ушли со сцены: конечно, можно и приобрести пластмассовую зажигалку-однодневку, но куда приятнее наблюдать как язычок пламени порхает на позолоченном бронзовом завершии корпуса из натурального змеевика, родонита, яшмы или обсидиана. Такую вещь не стыдно достать в самом высоком обществе, да и подарком она может стать великолепным и оригинальным, тем более что «огниво XXI века» можно многократно подзаряжать, и каменная зажигалка станет еще одним украшением кабинета или гостиной.
Впрочем, зажигалка – это приятное дополнение к тому приспособлению, в котором вы потребляете ароматный дым. Прежде всего это, конечно, трубка, пришедшая, как и табак, из Америки. Индейцы в создании трубок достигали больших высот, предпочитая порой твердую древесину, но чаще – красный камень, на поверхности которого вырезали изображения людей и животных, иногда целые живописные панно. В Европе трубки стали сначала резали из дерева, однако оно быстро прогорало; красивые фарфоровые трубки обжигали пальцы, мгновенно нагреваясь. Поэтому лидерами стали вновь трубки из различных минералов – например, пенки; при этом трубки могли быть и «составными», с чубуками из золота и серебра, необычной формы, покрытыми цветными эмалями, усыпанными драгоценными камнями. Отличался пристрастием к дорогим, богато декорированным трубкам пышный Восток – Турция, Персия, Курдистан. Однако и в Европе и Америке трубку не забывали – любили разок-другой затянуться Марк Твен и Энштейн, Пушкин и Иосиф Сталин, в коллекции которого было множество трубок из самых разных материалов, включая серебро и самоцветы. Сегодня же курение трубки – не вредная привычка, а особая субкультура, которая навевает неуловимое и сладостное чувство ностальгии и является частью имиджа; а если говорить о материалах, то одним из лучших является змеевик, который обладает очистительными свойствами и нейтрализует влияние вредных смол, выделяющихся при выкуривании табака.
Для того чтоб трубка доставляла лишь удовольствие, еще в XVII столетии придумали мундштук – насадку, которая надевалась на тот кончик трубки, который курящий берет в рот. Основное назначение мундштука было сначала сугубо гигиеническим, однако потом мундштук превратился в изящный и обязательный «придаток», который стали прилагать не только к трубкам, но и к появившимся позже сигарам, сигаретам и сигариллам. Традиционно мундштуки, как и много лет назад, изготавливают из натурального янтаря – это наилучшее решение, ведь такой наконечник не только ярок, красочен и радует глаз, но и охлаждает дым, эффективно впитывает вредные смолы и испарения, исключает вероятность воспаления. Еще один интересный и классический материал для мундштука – натуральный нефрит, звавшийся на Востоке «лекарем всех болезней»; из него делал наконечники для сигарет, которые курили великие князья, Фаберже. Безусловно, мундштук полезен не только для трубки – например, дамы, любящие сигариллы, любят длинные и тонкие мундштуки, подчеркивающие красоту держащих их рук. Сегодня насадка для курительной принадлежности из драгоценного камня или, как порой бывает, из драгоценного металла либо инкрустированная самоцветами – запоминающийся и необходимый табачный аксессуар.
История портсигара начинается, пожалуй, с табакерки – ныне забытой вещицы, которая была в большом почете в России и Европе пару столетий назад. Тогда табак не курили, а нюхали – и табакерки, золотые и серебряные коробочки для хранения истолченных в порошок листьев, считались непременным дополнением к вечернему платью или парадному мундиру; табакерки поселились во дворцах и дворянских усадьбах, и их стоимость и красота была предметом обсуждения и негласного соревнования. Так, у Екатерины II была огромная коллекция из более сотни табакерок, на крышках которых расположились целые миниатюрные минералогические «музеи»: то десятки разнообразных камней из Сибири, то аналогичное собрание из саксонских минералов, то «календарь», где самоцветы обозначали месяцы. А порой это были просто усыпанные бриллиантами коробочки с эмалевыми изображениями сцен из мифологии или даже любимой собачки императрицы.
Когда наступил век XIX, появились портсигары – плоские металлические коробочки, в которых хранились сигареты, папиросы или сигары. Они сразу же стали признаком статуса владельца – на крышках гравировались или выкладывались драгоценными камнями инициалы, корпуса изготавливали из поделочных минералов или золота. Фаберже сделал множество прекрасных портсигаров для членов царской семьи – например, родонитовый, густо-красный, с монограммой Александра II; или уникальные портсигары заядлого курильщика Николая II, так тонко украшенные цветными прозрачными эмалями, что кажется будто металл обтянут шелком или муаром. Сам последний император также постоянно дарил драгоценные портсигары своим приближенным, а также родственникам и друзьям – эти безупречно изготовленные произведения ювелирного искусства служили выражением искренней симпатии и признательности государя. Не исчезли портсигары и сегодня – наоборот, они переживают «второе рождение», и вырезанные из яшмы, змеевика, малахита, родонита или обсидиана, чудесно смотрятся в любом окружении – главное не забыть о достойном их наполнении. Можно заменить портсигар сигаретницей – высоким сосудом с крышкой, являющим собой «вертикальный портсигар» и отличающийся еще и тем, что по вместительности предназначен конкретно для тонких сигарет.
Необходимая составная часть «набора-минимума» любителя трубки или сигары – это пепельница, которая способна стать истинным украшением интерьера. Пепельницы появились достаточно поздно, в позапрошлом веке – и уже у Фаберже можно найти красивейшие емкости для стряхивания пепла из фигурного лазурита или нефрита. Пепельницы бывают всякие – и из металла, и из дерева, и из пластмассы; однако классика жанра – пепельница из полудрагоценного камня, которая говорит о хорошем вкусе и состоятельности своего хозяина. Для официального помещения – офиса или кабинета – более уместна пепельница черного или темного цвета, строгая и стильная, например, из обсидиана, темного змеевика. Дома можно позволить себе больший простор фантазии – очень необычно выглядят пепельницы из цельного горного хрусталя, пестрой яшмы, сочно-зеленого малахита, полосатого оникса или агата. Последняя тенденция – предоставлять каждому гостю на вечеринке или приеме т.н. фуршетную пепельницу: небольшую и компактную, часто с крышечкой.
Если же вы хотите сделать запоминающийся подарок любителю сигар или сигарет, и не знаете, на чем остановиться – то обратите внимание на последнее веяние моды: курительные наборы, совмещающие в себе все необходимые для этого увлечения предметы. Здесь и зажигалка в самоцветном корпусе, отделанная золоченой бронзой; и удобная пепельница, и стакан или подставка для сигарет – и все это на едином пьедестале, сделано из поделочного камня, такого как змеевик, пироксенит, обсидиан или яшма, и великолепно сочетается друг с другом.
Культура курения не задумывалась как вредная и опасная привычка; изначально это являлось искусством и модным увлечением, таковым оно и вошло в наше столетие. Сегодня отдых в компании друзей за дорогой сигарой или трубочка у камина в загородном доме – такие же атрибуты деловой успешности, как драгоценные украшения, марочные вина и престижная иномарка. Конечно, во всем следует знать меру – но почему бы и не позволить себе порой маленькое удовольствие. И немногие вещи столь же наполняют спокойствием и негой, как клубы ароматного дыма, в которых тонет суета трудного дня.