Рукотворные горы уральских мастеров
Любовь к самоцветам – это то общее, что издавна объединяло на Руси города и веси, царей и простолюдинов. Даже когда в нашей стране и в помине не было собственных каменных рудников, одежда бояр и князей пестрела золотым шитьем и драгоценными камнями, так что порой и носить-то ее было тяжело, а горницы были уставлены драгоценными кубками, блюдами, шкатулками… Что и говорить о том значимом моменте, когда внезапно на Урале обнаружили несметные запасы всевозможных самоцветов и ценных руд – тут уж страсть русского народа к минералам превысила все мыслимые пределы, приближаясь к страсти, какую питали к драгоценным камням индийские раджи. Восемнадцатый век – век истинного подъема Российской империи, век блеска и роскоши, и, конечно, эпоха страстной, поистине всенародной любви к камню. Даже крестьяне обязательно носили бусы, серьги и прочие нательные украшения, благо они стали гораздо доступнее, чем раньше, а уж великосветские красавицы и красавцы увешивались сверкающими изделиями лучших ювелиров сверху донизу. Проникли минералы и в интерьер – на волне любви к античным формам и элементам украшательств, комнаты начали отделывать, как тысячи лет назад, цельными пластинами малахита, родонита, яшмы и лазурита, и гигантские каменные вазы, торшеры, подсвечники по греко-римским образцам, дополненные бронзовой лепниной, стояли рядом с мебелью, инкрустированной каменной мозаикой.
Однако не только позолоченные безделушки и пышные предметы декора заняли место в сердцах любителей самоцветов – именно в веке восемнадцатом начинается время коллекционеров, каковыми стали практически все представители знати; по меткому выражению известнейшего исследователя минералогии А. Е. Ферсмана, это стало «модной наукой и всеобщей болезнью». Коллекционирование являлось не только научным увлечением, но и единственным способом отобразить у себя дома все богатства уральских кладовых, которые не уступали, а во многом и превосходили даже знаменитые копи Голконды. Конечно, новое увлечение стало побудительным мотивом для того, чтобы создать новые виды обработки камня так, чтобы коллекция была не только содержательной, но и красивой, чтобы можно было хвастаться ею перед гостями, не вызывая у тех зевков скуки. Так, одним из способов «собрать коллекцию» стали табакерки, на крышках и днищах которых выкладывали то схему Солнечной системы из самоцветов, то календарь, то радугу, то просто собрание ограненных камней – но всегда используя максимальное число разных драгоценностей, подобранных по цвету. Популярны были «табличные» столешницы из порфира и мрамора, в который врезали разноцветные кусочки камней. И недаром славится наша земля уникальными мастерами-камнерезами – ведь именно уральские умельцы из города Екатеринбурга еще во времена Петра I придумали уникальный метод создания домашней коллекции, не имеющий аналогов в мире – уральские горки камней. Они появились на заре «каменного века» России и в свое время сильно поспособствовали пробуждению той самой «самоцветной страсти».
Название «горка» – не метафора, потому что фактически изделия эти представляли собой миниатюрные копии реально существующих Уральских гор, сделанные из встречающихся там самоцветов. Различные куски красивых горных пород склеивали вместе по особому методу, создавая «скалу», целиком покрытую необработанными или же едва тронутыми резцом кристаллами зеленого малахита, синего азурита, зеленовато-голубого амазонита, пестрых агатов, восковых халцедонов, розоватого родонита… У основания обычно располагалась одна или несколько пещерок, из сводов которых росли «сталактиты» и «сталагмиты» из остроконечных кристалликов берилла, селенита, турмалина и кварца; в самой глубине видны были мерцания топазовых, аметистовых и хрустальных щеток, словно в настоящем разломе, стенки покрывались тонкими листочками «слюды» – мусковита или цинвальдита. Иногда показывалась шахта в разрезе, а в ней – фигурка горняка, согнувшегося в поиске драгоценных находок над корундовым или александритовым кристаллом. Очертания «горка» всегда имела ассиметричные, как и настоящая гора, и стояла на твердом основании из малахита, лабрадорита или агата; основное «тело» было изготовлено из минералов темного или черного цвета – порфира, биотита, доломита; цветные же камни покрывали основу безо всякой рациональности, образуя неповторимые цветовые переходы от зеленого к розовому или от синего к оранжевому, причем мастера прекрасно умели подобрать различающиеся по оттенку и рисунку кусочки одного и того же минерала.
Самым выдающимся мастером «горок» был Алексей Козьмич Денисов-Уральский, трудившийся во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого веков, которого называют уральским Фаберже. Происходил он из екатеринбургской династии мастеровых-ювелиров, и произведения его были любимы не только местным людом, но и самыми видными представителями купечества и дворянства; его «горки» быстро стали знамениты, экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге, Вене и Париже. Большая часть изделий осела в частных коллекциях, и сегодня осталось немного старинных «горок», доступных широкому зрителю в российских музеях. Интересна «горка», хранящаяся в музее Санкт-Петербургского горного института – в этой многоцветной «скале» из лазурита, берилла, малахита, аквамарина, аметиста и пестрых турмалинов вырезана «шахта» с миниатюрным бадьевым подъемником. К сожалению, после Революции 1917 г. Денисов-Уральский был вынужден эмигрировать в Финляндию, поэтому позднее его творчество для нас недоступно. Другой известный мастер-горочник, Д. К. Кубин, напротив, воспринял перемены с радостью и даже внес элементы нового патриотизма в свои творения – так, известна его горка, сделанная в 1936 г. для парижской выставки, где в гроте, собранном из ста семнадцати пород минералов, расположен штрек с фигуркой шахтера, налегающего грудью на крошечный перфоратор; эта горка уже не красочно-радужная, как произведения былых веков, для нее взяты камни строгие и недорогие – бурый железняк, фиолетовый лепитамент, железная руда, каменный уголь.
В течение двадцатого века «горки» быстро забылись, став музейным артефактом, о котором известно было лишь вдумчивым ценителям. Однако в последние годы, когда во многом повторяется старая история, и самоцветы вновь становятся одним из самых популярных материалов не только для украшений, но и для отделки и украшения дома, когда старинные мотивы внезапно обернулись актуальными, а пышность и богатство более не считаются в нашей стране чем-то запретным и зазорным, «горки» вновь возвращаются к нам, но, конечно, в несколько измененном виде. Сегодняшние «горки самоцветов» являются «горками» в буквальном смысле слова – это своеобразные собрание множества кристаллов в некий каменный букет на каменном постаменте. Как правило, «лидирует» в композиции какой-нибудь высокий и крупный кристалл полупрозрачного кварца или горного хрусталя, высящийся в окружении необработанных кусочков яшмы, гранатов, амазонита, аметиста, турмалинов, малахита, топаза, халцедона, пирита и других российских самоцветов. Такая вещица не только является дорогим и радующим самый прихотливый вкус подарком, но и, в отличие от ярко выраженной дорогой авторской скульптуры или посуды из самоцветов, требующих определенного окружения, легко вписывается в интерьер любого стиля.
С точки зрения энергетического воздействия «горка» значительно превосходит все прочие драгоценные изделия, как из обработанного, так и из необработанного камня: дело в том, что ни в какой другой вещице не содержится столько различных самоцветов, таким образом, вы получаете «комплексный» заряд благотворной энергии, и можно не сомневаться в том, что «горка» улучшит жизнь представителя любого зодиакального знака, избавит от накопившегося в помещении негатива, принесет гармонию в личной и семейной жизни. А отсутствие в изделии металлов, которые часто меняют энергетику камня, усиливая ее или наоборот приглушая, литотерапевты считают благом, ведь минералы отдают вам «чистую» энергию. Созерцание «горки» по нескольку минут в день оздоравливает организм, успокаивает, помогает сконцентрироваться, крайне полезно для глаз. По мнению специалистов Фен-Шуй, такая «коллекция» кристаллов как нельзя лучше подходит тем, кто хочет улучшить свое материальное положение – это настоящий «манок» для богатства, а конусовидная форма, стремящаяся ввысь, помогает в карьере и достижении успеха; ставить «горку» рекомендуется в юго-восточной части квартиры.
Конечно, современные «горы самоцветов» – удовольствие не для всех, ведь стоимость такой вещицы не меньше, чем в далеком восемнадцатом веке, когда подобные предметы стояли на комодах генералов и поэтов, банкиров и ученых… Каждое изделие сразу после изготовления становится раритетом, достойным выставочного стенда, да и делают их отнюдь не в большом количестве – массовым производство «горок» стать не может, слишком трудоемок и долог процесс изготовления, подборка подходящих друг другу самоцветов. И, как в былые времена, «горки» – истинно российский продукт, характерный признак того, что не оскудела еще наша земля талантливыми мастерами, и по-прежнему глядя на «каменный букет» мы сразу же вспоминаем холодный и прекрасный уральский край, где поднимаются к небу настоящие горы, созданные самым великим мастером – самой Природой.