Настольные наборы – традиции дворцов
Традиционное камнерезное искусство, которое еще недавно было доступно в России лишь избранным, сегодня переживает истинное второе рождение, и огромное разнообразие предлагаемого ассортимента напоминает ажиотаж, имевший место в 18-м веке в связи с открытием в нашей стране обширных самоцветных россыпей. В арсенале ювелиров не только драгоценные украшения и привычные скульптурные композиции – на рынок вышло множество предметов декора, которые подчас вызывают у неискушенного покупателя удивление: что это такое и «с чем это едят»? Применимо ли это в современном мире? Одними из таких «знакомых незнакомцев» стали бизнес-наборы, которые в последнее время пользуются огромным спросом. Однако эти предметы, выполненные, как правило, в классическом стиле, отнюдь не являются изобретением современных мастеров – история настольных наборов длинна, и в ней немало славных страниц.
Свое начало настольный набор берет от простой чернильницы и гусиного пера – появлялись подобные письменные принадлежности лишь на столах именитых и высокопоставленных людей, поэтому оформлялись пышно и затейливо. Вплоть до 18-го века письменные приборы изготавливались в основном из металла, инкрустированного драгоценными камнями – и только с изобретением новых камнерезных техник, а также с открытием Уральских каменных кладовых место серебряных и бронзовых принадлежностей заняли предметы, выточенные полностью или облицованные натуральным российским камнем – лазуритом, малахитом, родонитом, яшмой, порфиром, агатом, брекчией или змеевиком. Настольный набор дворянина 18-го столетия представлял собой гарнитур из множества предметов, выполненных из определенного самоцвета с деталями из позолоченной бронзы. Как правило, это были настольные часы, скомпонованные с непременной скульптурной композицией, два чернильных прибора, стакан для перьев, нож для бумаги, пресс-папье, пара подсвечников и лупа; иногда в набор входили еще и различные шкатулки, коробочки и пепельницы. Создавались гарнитуры на знаменитых Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках, которые поставляли как убранство для царских покоев, так и изделия для продажи состоятельным клиентам в России и за рубежом.
Кабинет высокопоставленного человека в России 18-19 веков – это его истинное лицо, кабинеты считались практически парадными зонами, поэтому и оформление этих комнат было соответствующим. Настольные наборы изумительной красоты, созданные знаменитыми мастерами, становились истинной гордостью своих владельцев, и многие из них подробно описаны в исторических очерках и исследованиях. Так, у поэта Пушкина было несколько наборов для письма, один из которых до сих пор сохранился в бывшем имении князя Вяземского Остафьево, где русский классик любил гостить. А на новый 1832 год от своего друга Нащокина Пушкин получил чернильный прибор из бронзы и порфира, украшенный статуэткой арапчонка. «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами…» – писал Нащокин. «Очень благодарю тебя за арапа», – отвечал поэт; предмет этот стоял на письменном столе в собственном доме Александра Сергеевича до самой его смерти. Письменный прибор композитора Петра Ильича Чайковского весьма скромен – два отделанных малахитом бронзовых подсвечника, чернильница, нож и поддончик для перьев. Однако в его жизни эти предметы занимали особую роль, ведь великий музыкант чрезвычайно любил литературу, сам писал прекрасные стихотворения, вел активную переписку с друзьями и соратниками по творчеству… Николай Демидов, известнейший меценат и заводчик, отличался огромной любовью к малахиту, и в его коллекции были сотни вещей из зеленого камня, в том числе несколько настольных гарнитуров. В Мраморном кабинете императора Александра I, находящемся в Царском Селе, на письменном столе до сих пор стоит крупный гарнитур из уральского малахита работы Петергофской гранильной фабрики первой четверти XIX века, состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаг, канделябров, декоративных ваз и ряда других предметов, принадлежащих Александру I. А императрица Мария Александровна, жена Александра II, использовала гарнитур из лазурита, который стоял в несохранившемся до наших дней Лионском зале Екатерининского дворца. В личных покоях Николая I в Зимнем дворце находился малахитовый гарнитур из чернильного прибора и двух подсвечников, украшенных золочеными бронзовыми аллегорическими деталями.
С приходом Революции советские чиновники и вожди переняли привычку к роскошному оформлению кабинета – часто это была самая парадная комната в квартире. В кабинете маршала Жукова в Главном Штабе Вооруженных сил на письменном столе стоял чернильный прибор из двух тяжелых бронзовых сосудов на подставке из темно-зеленого малахита. Безусловно, чернильница появилась на столе маршала благодаря введенной Сталиным моде на массивные письменные приборы – у него самого таких было несколько, в том числе гарнитур из уральского малахита, находящийся в кремлевском кабинете, и большой набор из бронзы и порфира, состоявший из чернильниц, часов, пресс-папье, емкостей для письменных принадлежностей и даже бронзового Кремля на каменном постаменте; все это великолепие располагалось на знаменитой даче вождя.
Глядя на изделия современных российских мастеров, мы ясно видим следы мощного воздействия на их творчество образцов прошедших веков – большая часть настольных наборов практически полностью, с небольшими вариациями повторяет предметы, которыми пользовались в старину великие писатели, представители света и верховные правители. Конечно, время не стоит на месте, чернильницу заменили авторучки, появились подставки для ежедневника, но в целом настольные наборы выполнены обычно в солидном, парадном стиле, и предназначены для подобного же письменного стола, стоящего в богато убранном кабинете видного политика, успешного бизнесмена, знаменитого на весь мир творческого деятеля.
Сегодня настольный набор обладает симметричной композицией и состоит из центрального элемента (часов, скульптурной композиции, каменной стелы с гравировкой или бронзовой лепниной), двух стаканов для письменных принадлежностей, подиума для ежедневника, бронзовых подставок для ручек. Часто в состав гарнитура включаются еще и подсвечники, визитница, пепельница, лупа, нож для бумаги, каменные карманы для бумаг, выдвижной ящичек для мелочей, располагающийся под подиумом. Все изделия выполнены в едином стиле, часто украшены национальной патриотической символикой – изображениями российского герба, орлов, медведей, Георгия Победоносца. Безусловно, размеры набора зависят от статуса получателя и назначения подарка – это может быть как прекрасное корпоративное подношение, так и личный подарок дорогому человеку. Наиболее ценный камень сегодня – малахит, так как запасы его сильно иссякли, поэтому малахитовые наборы выбирают для наиболее значимых событий и поводов; особенно красивы сочетания изумрудного малахита с угольно-черным долеритом и золоченой бронзой. Красиво смотрятся и изделия из других уральских камней – змеевика, родонита, обсидиана, цветных яшм. Отличным подарком для зарубежных гостей станет набор, выполненный из уникального сиреневого камня чароита, не встречающегося нигде в мире кроме Сибири. Кроме величественных гарнитуров есть в продаже и небольшие наборы среднего класса, состоящие обычно из часов, подставки для ручки и визитницы; стоимость такой вещицы в несколько раз ниже, но при этом она послужит прекрасным подарком для коллеги или родственника. Популярны настольные наборы и у приверженцев классического стиля в интерьере, людей, интересующихся российской историей – для них письменный прибор в старинном духе является необходимой составляющей кабинета, придающей ему законченность и величественность настоящих царских покоев.
Безусловно, в строгом смысле этого слова полноценный настольный набор не является жизненной необходимостью – ведь ручки можно поставить в обычный стеклянный стакан, время узнавать по наручным часам, визитки складывать в бумажник, а для бумаг приобрести картонные кармашки. Но вся прелесть настольных наборов, выполненных в традиционном классическом стиле – даже не в их безусловной функциональности, а в удивительной красоте натурального камня, блеске искусно прочеканенных бронзовых деталей и общем ощущении изысканной мощи. Приобретаете ли вы настольный набор в качестве корпоративного подарка или же вы решили сделать подарок самому себе – этот выбор будет правильным, ведь через эту покупку вы приобщаетесь к удивительной «кабинетной» культуре отрицания нелепого аскетизма, культуре нужных излишеств, делающих ежедневные дела удовольствием и наполняющих своего владельца комфортом и чувством собственной значимости. Респектабельность не продается за деньги – она читается в словах, жестах, окружающих нас предметах, мелких деталях, и невозможно оценить ту радость, с которой вы будете входить в свой солидный кабинет, обретший, наконец, ту необходимую завершенность, и садиться за свой любимый письменный стол, где вас, безусловно, ждут великие дела.