Каменный цветок
«Цветы – лучший подарок для любимой», – гласит народная молва. И мужчины всего мира много веков подряд придерживаются этого неписаного правила: прелесть женщины лучше всего подчеркнет именно цветок, будь он хоть пышной величественной розой, хоть скромной ромашкой, хоть экзотической каллой, хоть романтичной веткой сирени. На каждый благоухающий дар Природы найдется своя почитательница, и преподнесенный прелестнице красочный букет сразу откроет двери к ее сердцу – с одной лишь оговоркой: жизнь цветка быстротечна, и любая флористическая композиция, пусть даже составленная лучшими дизайнерами и обошедшаяся во много тысяч рублей, скоро скукожится, иссохнет и очутится в мусорном ведре. Поэтому многие мужчины цветов предпочитают не дарить – мол, все равно завянут, и очень удивляются, когда дама их рационального мнения не разделяет. Наверное, именно для подобных кавалеров и был создан первый драгоценный цветок, чьи листья сотканы из золота и серебра, а лепестки из самоцветов – ведь украшения являются вторым слабым местом прекрасного пола, тем более что такой подарок забудется не скоро, а многие самоцветные цветы удивительно похожи на оригиналы…
Сложно сказать, когда впервые ювелир решил не просто вставить камень в простую оправу, а выточить целое произведение искусства, повторяющее естественные очертания цветущей ветви или благоуханной розы. Однако «цветочный дизайн» в области украшений кажется никогда не выходил из моды, ведь живые «модели» были под рукой у любого мастера в каждом уголке мира. Первые растительные мотивы мы видим в золотых украшениях античных империй, и похожие на ромашку шестилепестковые цветки удивительно современны, как и золотые лавровые венки, в которых лишь твердость и цвет материала напоминает о том, что листья не настоящие, а металлические. В странах Востока развитие цветочного культа шло по иному пути: вместо попыток имитировать растение мастера идеализировали его, создавая чудесные блюда, шкатулки и дамские украшения из ажурной серебряной и золотой вязи, так что вся вещица неуловимо напоминала огромный цветок с множеством прожилок. В мусульманских странах предпочитали работу с эмалью, с помощью которой отображались великолепные пейзажи и букеты, посуду из черненого золота, на которой цвели гвоздики и склонялись ветви под тяжестью плодов персика; в Китае лепные веточки граната и золоченые розы украшали предметы декора и флаконы для духов…
В Средневековой Европе, разрывающейся от войн и междоусобиц, цветам было казалось не место – но и здесь расцветали готические розы, усыпанные гранатами и сапфирами. А с началом эпохи Возрождения постепенно вернулась и античная страсть к цветочным мотивам – цветы поселились и на гигантских брошах, и на тяжелых ожерельях, в форме цветочных веток или плодов изготавливали дворцовую утварь из самоцветных камней и золота, цветы сверкали в инкрустациях флорентийской мозаикой. Однако подлинно цветущей эпохой стал, безусловно, век 18-й, когда цветы были повсюду – придворные дамы с охотой украшали свои платья живыми растениями, однако большее предпочтение отдавалось небольшим букетам, выполненным из драгоценных камней, которые прикалывали к поясу или груди. Иные букеты весили до 300 грамм, камни были скреплены особым способом, чтоб во время танца венчики алмазных нарциссов, рубиновых роз и топазовых тюльпанов тихонько покачивались, и игра света на многочисленных гранях оттенялась зеленым блеском изумрудных стебельков. Букетами не ограничивались: шпильки для волос в виде цветочных корзинок, серьги, где на корундовую розу опустилась бриллиантовая пчелка, диадемы в виде венков ромашек и васильков сверкали и переливались, а самым необычным украшением были портбукеты – своеобразные вазы для цветов настоящих, украшенные их самоцветными подобиями из сапфиров, алмазов и изумрудов…
Надо сказать, что появившись в 18-м веке стойкая мода на цветы из прозрачных и поделочных камней уже не прошла никогда. В 19-м веке пышность заменил романтизм – цветы стали изящнее и строже, обычно сочетались с такими же бабочками, стрекозами или божьими коровками, а из первых букв названий самоцветов украшения можно было составить название одной из добродетелей: таким образом комплимент получался двойным. Модерн сделал поклонение цветам всеобщим: даже сами линии украшений обрели ассиметрию и изгибы, характерные для естественных цветов, причем набор был необычен – лилии и ирисы, орхидеи и подсолнухи, цикламены и камыши. Чудесным образом это отражено в произведениях знаменитого Фаберже: удивительны броши в виде ветви яблони из жемчуга и бриллиантов, цветков ландыша из лунного камня или хризолитовых ромашек, подвески-медальоны с золотыми ирисами или демантоидно-рубиновыми розами…
Как ни странно, но любое украшение 19-го столетия сегодня как никогда в моде – ведь флоральные мотивы вот уже несколько лет твердо удерживают пальму первенства на ювелирном небосклоне, и не найдется ни одного ювелирного Дома, который бы не выпустил коллекцию из драгоценных цветов и плодов, сверкающих в перстнях, кулонах, ожерельях, серьгах и брошах. Орхидеи от Cartier сверкают турмалинами, тсаворитами и родолитами, Bvlgary создает красочные невиданные цветы из фантазийных сапфиров и перидотов, гранатовые каллы от Shaun Leane контрастируют с ониксовыми веточками сакуры от Van Clееf&Arpels, эмалевые кольца-букеты от Dior могут поспорить яркостью красок с настоящими полевыми цветами… Интересно и то, что все чаще ювелиры обращаются к полудрагоценным камням – ведь невозможно создать драгоценный цветок, опираясь исключительно на камни I ценовой категории, чьей цветовой гаммы попросту не хватит; а в самоцветной флоре искусность выделки так же важнее ценности материала, как и простой полевой цветок подчас милее своих тепличных изнеженных собратьев. Поэтому колечко со вставкой в форме розы или лилии, ромашки или склонившейся над чашей цветка бабочкой, ожерелье из сплетающихся ветвей или серьги, чьи головки-«бутоны» покачиваются на ветру в такт шагам – подарок не только красивый, но и пожалуй самый актуальный, если речь идет о ювелирных украшениях.
Галантные кавалеры прошлого нередко дарили своим дамам сердца не корзины с живыми цветами, а вазочки и корзинки из горного хрусталя и золота с букетами из аквамаринов, топазов, яшмы, кахолонга или жемчуга. Вставленный в выточенный из хрусталя сосуд самоцветный букет казался настоящим, а хрусталь так точно имитировал воду, что несложно было и ошибиться. Эстафету подхватил все тот же Фаберже, и его искусственные цветы – objects de fantaisie – были выполнены с таким вкусом и точностью, что удостоились чести украшать дворцы императорской семьи. Так, на столе у Александры Федоровны всегда стояла золотая корзинка с ландышами из жемчуга и бриллиантов, страстной собирательницей цветов Фаберже была и английская королева Александра – сестра русской императрицы Марии Федоровны. Каменные цветы называли «напоминанием о солнечном свете», радовавшими сердце в долгие русские зимы; и были они простыми и немудрящими, стоявшими одиноко в хрустальных «вазочках». Одуванчик с листьями из нефрита и тычинками из золота, к которым прикреплен натуральный цветочный пух, воздушный и эфемерный, василек с веточкой спелых колосьев, словно только сорванный с пашни и поставленный в простой формы хрустальный «стакан», забавный нефритовый кактус с родонитовым цветком в горшочке из яшмы, изящная веточка цветущей вишни в китайском стиле, сочные малина и рябина, и, конечно, знаменитые эмалевые анютины глазки, за лепестками которых скрываются портреты членов царской семьи – все эти хрупкие вещицы несли лишь одну функцию: возвышать душу созерцанием, не дать забыть о том, что и мир наш столь же хрупок, раним и прекрасен, как эти каменные цветы. И сегодня тема самоцветного букета не забыта, хотя незаслуженно обойдена вниманием; кажется, что все прекрасные произведения искусства остались в минувшем веке. Но и сейчас среди изделий современных камнерезов немало красочных «корзинок», «горшочков» и «ваз» с цветами, вырезанными из цветных камней, украшенными хрустальными каплями росы, над которыми жужжат каменные пчелки и порхают эмалевые бабочки. И, пожалуй, нет подарка более прекрасного, чем такая великолепная вещь, на которую ваша любимая будет долго любоваться так же, как в свое время делали это принцессы и императоры.
Однако на этом «цветочная тема» в ювелирном и камнерезном искусстве не кончается – она безгранична, как необъятно велико богатство Природы, и пожалуй каждый самый маленький цветок рано или поздно находит свое отображение в самоцвете и металле, ведь кому-то по душе кувшинка, кому-то фиалка, кому-то – гиацинт… Венки и букеты расцветают на панно флорентийской мозаики, выложенных на мраморных и порфирных столешницах, украшают крышки дамских портсигаров и шкатулок для драгоценностей; а если ваша избранница любит живопись, то сложно найти лучшее подношение, чем мозаичная картина, изображающая охапку цветов или пышный сад, выполненная яркими самоцветными красками – мельчайшими пластинками изумруда, кахолонга, лазурита, яшмы, перламутра, змеевика и малахита. Из цветного камня – яшмы, родонита, горного хрусталя, кварца, лабрадора, нефрита, сердолика – можно создать и функциональный предмет интерьера, такой как блюдо, чаша или ваза, украшенный объемной резьбой, изображающей цветущие ветви, словно оплетающие изделие. А бывает, что минерал вырезан в форме смородинового листа или раскрытого цветка лотоса, и при этом его назначение – быть подставкой, пепельницей, бокалом, пресс-папье; подобные вещи, не посрамившие бы и самого Фаберже, придутся особенно по душе наиболее практичным представительницам прекрасного пола.
…Что есть камень – живая материя или мертвая? С самого момента появления в истории человечества самоцветов над этой загадкой бьются лучшие умы – как создать из холодного минерала живой образ, так чтоб казалось, что чуть подует ветер, и склонится головка лазуритового колокольчика, взмахнет крыльями кварцевая сойка, поднимет голову серпентиновая змейка? И из всех сокровищ Природы более всего привлекают ювелиров цветы – прекраснейшие создания растительного царства, которые, как и самоцветы, рождены, кажется, лишь только чтоб радовать сердце человека и освещать нашу серую, обыденную жизнь. Терзания сказочного Данилы-мастера, который все мечтал создать каменный цветок и пожертвовал своей свободой ради того чтоб посмотреть на волшебные угодья Хозяйки Медной Горы – не совсем выдумка, ведь нет для камнереза большей радости, чем когда созданная им безделушка внезапно оживает, кажется зрителю не менее прекрасной, нежели ее настоящий прообраз. И главное отличие искусно сделанных самоцветных цветов от цветов настоящих пожалуй в том, что незабудка или лилия вянет за несколько дней, красота ее быстротечна – а прелесть ювелирного букета вечна, и хоть каменный цветок и не пахнет, но над ним витает неуловимый аромат бессмертной красоты.