Алмазный фонд – сокровищница великих
Алмазный фонд, сокровищница русских царей, создавалась Петром I как хранилище государственных ценностей: коронационных регалий, драгоценных камней и всевозможных ювелирных редкостей. Большая императорская корона, скипетр с алмазом Орлов, алмаз Шах – вот предметы, о которых знают все. Но запасники Бриллиантовой комнаты пополнялись и произведениями ювелирного искусства, и во многом это произошло благодаря Екатерине Великой, большой охотницы до красоты драгоценных камней. Именно ее драгоценности составляют основную часть коллекции. К примеру, в 1777 году шведский король Густав III подарил Екатерине II Рубин Цезаря. Это замечательное украшение представляет собой подвеску из малинового цвета камня, ограненного в виде виноградной грозди и украшенного зелеными эмалевыми листочками с золотыми усиками. Густав III искал себе невесту среди племянниц Екатерины, с этим и был связан его чудесный подарок; говорили, что он был поражен распущенностью нравов при русском дворе, поэтому и уехал ни с чем. А подарок остался. Легенды называют его владельцами великого Цезаря, которому его подарила Клеопатра, а также Карла Великого и французского короля Карла IX. Тому якобы преподнесли его иезуиты после Варфоломеевской ночи – в благодарность за кровь еретиков. Потом камень попал к королю Богемии и хранился в Праге, откуда во время войны со Швецией в 1648 году был увезен и подарен королеве Христине. Однако Рубин Цезаря – вовсе не рубин, а турмалин-рубеллит – рубинами называли все похожие на них камни. Скорее всего, он был найден в Бирме и огранен индийскими ювелирами. Такова судьба самых драгоценных и прекрасных камней собрания: они переживают своих владельцев и веками радуют неизменной красотой.
Так случилось с крупным розовым бриллиантом в тринадцать карат, принадлежавшим императору Павлу I. Как известно, император был убит во время последнего дворцового переворота, завершившего «бунташный век», и не последняя роль в этом событии принадлежит наследнику Александру. Правда, историки утверждают, что сын не собирался убивать отца и согласился участвовать в перевороте только с этим условием. Как бы то ни было, он стал императором Александром I, а розовый бриллиант появился в диадеме его жены Елизаветы Алексеевны. Замечательный по чистоте розовый камень прямоугольной формы находится в центре диадемы, выполненной в строгом античном стиле и сплошь усеянной бриллиантами разного веса. Начало XIX века было отмечено модой на все античное, а диадемы, как в Греции называли головные повязки жрецов, были самым модным украшением. Но, в отличие от большинства бриллиантовых диадем, эта отличается лаконичностью форм и узора, несмотря на то, что вся усыпана одними только бриллиантами. Самые крупные из них, каплевидной формы, расположены на верхней части диадемы; они закреплены узкой частью так, что образуют венец. Ряд других крупных камней в форме бриолетов укреплен подвижно внутри композиции. Остается только представить, как сверкали камни, покачиваясь в такт движениям владелицы этой изумительной вещи. К сожалению, не все предметы из Алмазного фонда, когда-либо хранившиеся в нем, дошли до наших дней. Часть ушла на пополнение государственной казны, а большинство расхищено или продано в начале XX века, в смутные времена смены власти. Но некоторые украшения восстановлены современными мастерами по описаниям и изображениям, как, например, еще одна диадема – «Русская красавица». Это роскошное, усыпанное ровно тысячей бриллиантов головное украшение, конечно, не точная копия того, что когда-то император Николай I заказал для жены в 1841 году, но достаточно точно передает облик диадемы в русском стиле – в форме кокошника. В ней двадцать пять крупных каплевидных жемчужин, закрепленных подвижно и покачивающихся в бриллиантовых арках. Сохранились изображения императрицы Александры Федоровны в этой диадеме; ее прекрасная хозяйка любила драгоценности не меньше Екатерины II. Многие украшения, не сохранившиеся до наших дней в Алмазном фонде, можно видеть в книге «Алмазный фонд СССР» 1924-1926 годов издания. Она была своего рода иллюстрированным каталогом для иностранных покупателей. В этом издании в числе прочих опубликована фотография броши-розы Фаберже, созданной для Александры Федоровны, жены Николая II. Даже на черно-белом изображении цветок кажется живым, сверкающим бриллиантовой росой; для Карла Фаберже «искусство, красота, цветы» были нерасторжимыми понятиями. По подобию этой утерянной для фонда броши ювелиры Гохрана создали новую брошь-розу, всю сплошь покрытую сверкающими камнями, кроме гладкого платинового стебелька. Брошь полностью повторяет форму распустившегося цветка розы с листьями на стебле и нераскрытым бутоном, уравновешивающим композицию, она кажется сотканной из одного сверкания и блеска камней. Брошь-роза стала визитной карточкой Алмазного фонда после выхода в свет серии марок с ее изображением. Остается благодарить судьбу или какие-то другие неведомые силы, что в сокровищнице великих правителей Алмазном фонде все-таки осталось много непревзойденных шедевров ювелирного искусства. И еще более удивительно, что большинство из этих работ – произведения неизвестных мастеров XVIII века. Например, эгрет с сапфирами и бриллиантами в виде композиции из цветов и перьев с подвижными сапфировыми и бриллиантовыми подвесками; комплект из эгрета-фонтана и серег-каскадов, тоже из бриллиантов и сапфиров – синие капли-бриолеты, которыми оканчиваются бриллиантовые струи, создают эффект капель воды. Есть в Алмазном фонде и брошь с василькового цвета сапфиром – одним из семи так называемых исторических камней. Сапфир из Шри-Ланки диаметром почти три с половиной сантиметра и высотой больше двух вставлен в оправу из бриллиантов. Он огранен очень интересной огранкой: на его поверхности более сотни шестиугольных граней. Эта фасетчатая огранка придает цвету сапфира океанскую глубину. Среди ювелиров не было принято ставить свои имена на изделиях; редкостью считаются такие именные клейма. Леопольд Пфистерер поставил свое имя на роскошном банте-склаваже с рубинами, который носила на шее императрица Елизавета Петровна. Еще одно подписное изделие, одно из немногих, – бриллиантовая головная шпилька в виде рога изобилия. Ее изготовил петербургский ювелир Дюваль, сделав центром композиции два солитера (крупных бриллианта) чистой воды. Они окружены более мелкими бриллиантами в виде лепестков, цветов и листьев. Сам рог изобилия, символ достатка, выложен волнами алмазных роз. Эта старая огранка не дает такого сильного блеска, как бриллиантовая, однако позволяет лучше понять камни и рисунок композиции. Дюваль не пошел на поводу у моды и не стал подкладывать под камни цветную фольгу, отчего изделие только выиграло; главное значение имеют форма камней, их игра. Намеренно он оставил и золотые «ребра» рога: они придали всей композиции устойчивость и индивидуальность. Большинство же тех предметов сокровищницы, авторство которых известно, связано с именами Фаберже и Позье. Иеремия Позье, придворный ювелир, сделал для Екатерины не только знаменитую корону, но и все ее украшения, которые находятся в Алмазном фонде. Екатерина была великой императрицей, и ее драгоценности должны были соответствовать этом статусу. В сокровищнице хранятся замечательные бриллиантовые шпильки для прически и шляпки в форме бантов; бриллиантовая брошь-бант; бант-склаваж с рубинами и серьги. Бант был излюбленным мотивом модного в то время барокко. Причем эти драгоценности надевались не только по торжественным случаям. Иеремия Позье в своих «Записках придворного бриллиантщика о пребывании в России» пишет: «Наряды дам очень богаты, равно как и золотые вещи их, бриллиантов придворные дамы надевают изумительное множество. На дамах сравнительно низкого звания бывает бриллиантов на 10—12 тысяч рублей. Они даже в частной жизни никогда не выезжают, не увешанные драгоценными уборами». До XVIII века все украшения надевались поверх одежды: кольца и браслеты – на перчатки; шея оставалась голой, без украшений. Перчатки, которые надевались с большим трудом и делались из дорогой лайковой кожи, иногда служили всего один раз, так как быстро пачкались, особенно о букеты цветов. Чтобы не касаться руками стеблей, придуманы были портбукеты, позднее трансформировавшиеся в броши, в которые вставлялся маленький букетик, и в имитации таких брошей. Эгрет-портбукет из Алмазного фонда – одна из таких милых вещиц: зеленые эмалевые стебельки перевиты бриллиантовой лентой с бантом. К букетам цветов, закреплявшимся на корсаж платья, отсылают и бриллиантовые броши-букеты, большой и малый. Они созданы в период увлечения цветными камнями. Малый весь состоит из желтых бриллиантов, а подвижные цветки большого – из бесцветных с подложенной разноцветной фольгой бриллиантов; стебли выложены изумрудами. Эта брошь принадлежала Елизавете I, «веселой императрице». Для нее же Позье создал большую коронационную пряжку-аграф – для мантии. Пряжка из серебра и золота длиной двадцать пять сантиметров имеет вид банта, состоящего из трех пышных, соединенных посередине ветвей, усыпанных индийскими и бразильскими бриллиантами. Интересным примером мужских украшений служат булавки для галстука, переделанные из колец, по всей видимости, женских. Для кого они были переделаны и кем, остается загадкой, но известно, что это произошло примерно в 20-х годах XIX века. Булавок в сокровищнице фонда две, обе с бриллиантами: одна с ярко-голубым, в ажурной золотой оправе, другая с розовым овальным, окруженным двумя рядами граненых розами бриллиантов. Если бриллианты были универсальными камнями, то, к примеру, хризолиты считались «дамскими» самоцветами. В Алмазном фонде хранится не только самый крупный в мире хризолит, но и чудный набор из броши и серег, украшенный этими зелеными камнями. Брошь, как положено, в виде банта, а серьги – с классическими каплевидными подвесками. Кроме украшений и крупных камней в сокровищнице Алмазного фонда находятся и другие ювелирные изделия; среди них государственные награды и знаки. Одним из старейших предметов сокровищницы является наградной знак с портретом Петра I, работы начала XVIII века. Рамка из золота и серебра украшена алмазами, а портрет написан эмалью, или как ее называли раньше, финифтью. Такого рода портреты считались высочайшей наградой; император лично награждал ими отличившихся сановников и военачальников. Принято было носить такие знаки на груди на георгиевской ленте. Подобных наградных знаков с портретами Петра I сохранилось очень мало. Другое наградное ювелирное изделие связано с орденом святой Екатерины, высшим женским орденом. Это украшение на орденскую шляпу – полукружие с крестом, украшенное бриллиантами и рубинами. Такие шляпы носили женщины; на парадных портретах можно увидеть императриц в этих головных уборах. Сам знак, овальный медальон с изображением святой Екатерины на красном банте и муаровой ленте и шитая жемчугом звезда находятся в Оружейной палате. Звезда принадлежала Екатерине II и относилась к высшей степени из двух степеней ордена. Бриллиантовое полукружие из Алмазного фонда в виде половины колеса с крестом-навершием – не что иное, как изображение орудия пыток, которое было применено к святой Екатерине. Полукруг красных рубинов на колесе символизирует кровь мученицы; девиз ордена был: «За любовь и отечество». Эти предметы по своему смыслу сильно разнятся с остальными беззаботными, роскошными украшениями, но в Алмазном фонде не может быть по-другому: последние триста лет российской истории были очень бурными и трагичными, и сокровищница великих царей, которая перешла по наследству великому народу, стала ювелирной квинтэссенцией всех этих лет. |