Определение подделок
Любимые камни: реальность и мифы
Мир драгоценных камней издавна окутан сетью тайн, легенд и суеверий, и по мере открытия все новых прекрасных минералов люди видели в их гранях все новые удивительные истории. Сияющие алмазами и рубинами стены индийских копей рождали поверья о том, как в древности небо было усыпано самоцветами вместо звезд; мягкий блеск жемчуга превращался в рассказ о хрустальных слезах лунной богини; цветные переливы лабрадора наводили на мысли о радуге, кусочек которой когда-то принесли с неба наши далекие предки. А активное практическое применение самоцветов способствовало появлению новых мифов – о чудесных камнях, дарующих невидимость и вечную жизнь, о каменных сосудах, превращающих яд в целебное питье, о порошках, стирающих с лица следы времени… И постепенно, по мере развития ювелирного дела и камнерезного искусства, человек научился создавать рукотворные самоцветы – это и стало началом эпохи новых легенд, но не красивых и завораживающих, а удручающе-неприятных. То началось время сплетен и ложных слухов, основанных на укоренившемся мнении, что любой самоцвет можно скопировать и продать ничего не подозревающему покупателю, и что даже купив натуральный камень, вы не застрахованы от того, что завтра он не рассыплется в пыль и не обесцветится. Наверное, невозможно описать сразу все ложные и неправильные представления о камнях-самоцветах, которые бытуют среди неискушенных потребителей. Однако мы постарались осветить хотя бы некоторые наиболее популярные современные мифы, касающиеся самых любимых нами драгоценных камней.
Нет, наверное, женщины, в ювелирном арсенале которой не найдется хотя бы одной нитки натурального или искусственного жемчуга. Но именно вокруг этого самоцвета ходит максимальное количество ложных слухов, которые вынуждают многих любительниц красивых перламутровых шариков тянуть с покупкой или и вовсе предпочесть бижутерию. Первое заблуждение связано с тем, что настоящий жемчуг – только морской и натуральный, добытый ныряльщиками со дна моря, например, у островов Карибского бассейна. На самом деле, наибольшая доля добычи жемчуга принадлежит жемчугу пресноводному, который добывают в том числе и в России – и пресноводные жемчужины морским ни в чем не уступают. Так же, как и культивированный жемчуг, который сегодня использует подавляющее число ювелиров, в том числе и такие знаменитые как Mikimoto и Tiffany, культивированные жемчужины создаются точно так же, как и растущие в «дикой природе», с тем отличием, что культивированный жемчуг имеет более ровную и красивую форму и большую прочность и долговечность. Второе заблуждение – недолговечность жемчуга: мол, 100-150 лет, и жемчужина теряет свой блеск, мутнеет и постепенно разрушается. Но в реальности встречаются жемчужины, которым по 400-500 лет, например, жемчуг из казны Британского королевского дома, а в Японии даже нашли однажды захоронение с жемчугом возрастом более 1000 лет. Главное – правильный и регулярный уход, который заключается в том, чтобы беречь жемчуг от жира, косметических и мыльных растворов, а также часто носить его, ведь он темнеет именно когда годами лежит в коробке без дела. Искусственные имитации жемчуга, как правило, отличаются абсолютной правильностью формы при очень низкой цене, это круглые шарики из стекла или пластика, обмазанные составом из перемолотой рыбьей чешуи и лака. Их обычно можно распознать, процарапав тонкий верхний слой, под которым находится пластмасса, а также по подозрительному сочетанию цены и качества – идеально круглый и крупный жемчуг очень дорог и продается только в крупных и известных магазинах.
Янтарь – один из наиболее любимых человечеством самоцветов, известный еще со времен Древнего Рима, и мода на него никогда не проходит. Понятно, что имитации и подделки янтаря также часто встречаются, поэтому приобретать янтарные украшения следует только у проверенных, надежных поставщиков. Имитации обычно изготавливают из копала, синтетических смол, пластмассы, целлулоида или стекла; обычно в подделку помещают еще и инклюзу – внутреннее включение, которое повышает стоимость камня в несколько раз. Однако вместо ископаемого комарика или листочка древнего папоротника в пластмассовом «янтаре» находится комар «недавнего розлива» или папоротник современный. Выявить подделку достаточно легко – во-первых, в отличие от натурального янтаря искусственный крошится, например, в месте дырочки бусины, и легко откалывается; во-вторых, если нагреть эти крошки или обломки на лезвии ножа, они будут издавать крайне неприятный характерный запах, в отличие от натурального янтаря, который в древности даже использовали в качестве фимиама. Существенное отличие: натуральный янтарь тонет в чистой воде, а в крепком рассоле он держится на поверхности. Еще быстрее выявит имитацию профессионал – натуральный камень в ультрафиолетовых лучах светится голубым светом. Но не стоит путать пластмассовые подделки и прессованный натуральный янтарь дело в том, что только небольшая доля добываемого янтаря имеет достаточно крупные размеры и может быть вставлен в ювелирное украшение практически без дополнительной обработки; большая часть – это мелкие кусочки камня, которые подвергаются прессованию. Такой янтарь при пристальном рассмотрении может казаться составленным из кусочков, как лоскутное одеяло – однако это все тот же натуральный материал, и его лечебные и энергетические свойства никак не пострадали.
Коралл – самоцвет органического происхождения, известковый продукт крошечных полипов, обитающих огромными колониями в теплых южных морях. Вопреки сложившемуся мнению, кораллы бывают не только красными, существует более 300 природных оттенков; наиболее часто встречаются красные и белые кораллы, редкими и наиболее дорогими являются черные, золотые, синие и нежно-розовые. Кораллы обязательно подвергаются обработке и полировке цветным воском, что защищает их от неблагоприятного воздействия окружающей среды – представления о том, что коралловые украшения быстро теряют блеск, цвет и размягчаются от тепла человеческого тела, не соответствуют действительности, если камни действительно натуральные и правильно и добросовестно обработаны. Плохо переносят кораллы кипяток, едкие химические вещества, кремы и лосьоны – снимайте коралловые украшения перед косметическими процедурами или походом в бассейн или ванну. А вот купания в морской воде, наоборот, кораллам чрезвычайно полезны. Имитации коралла изготавливают из крашеного пластика или керамического стекла в Китае или Индии, отличить их можно в основном по подозрительно низкой цене и «пятнистым» бусинам, на которых видны перепады неравномерной окраски. Сколы на натуральных кораллах возникают крайне редко, однако в случае появления их легко устранить с помощью ювелирной полировки.
Бирюза – один из тех камней, которые издавна окутаны мистическими тайнами, ведь он способен в одночасье изменить цвет с ярко-голубого на блекло-зеленый. В древности это считалось признаком несчастья и близкой смерти владельца камня, сейчас же «позеленение» бирюзы стало «страшилкой», которой пугают желающих приобрести красивые голубые самоцветы. На самом деле, бирюза чувствительна к химическим и косметическим веществам, жиру и даже мылу – именно от постоянного соприкосновения с ними она и «линяет», человеческий же пот способен негативно повлиять на бирюзу разве что если владелец обливается им ежесекундно, что возможно только при повышенной температуре и остром лихорадочном состоянии. Часто продающаяся зеленая бирюза не является «неправильной», как считают многие: у бирюзы множество оттенков, от небесно-голубого до густого цвета морской волны. Встречающиеся в бирюзе вкрапления, «облака» или «ниточки» черного, темно-зеленого, беловатого и золотистого цветов не являются признаком подделки – это остатки породы, в которой образовался камень. Наиболее ценятся камни с собственным рисунком, образованным перепадами цвета и сетью вкраплений. Большая часть представленного на рынке товара изначально имеет мягкую, пористую структуру, поэтому перед продажей бирюзу обрабатывают эпоксидной смолой – это нормальная практика, которая только подтверждает натуральность камня. Не является подделкой и т.н. восстановленная бирюза – это мельчайшие кусочки камня, соединенные между собой пластмассовыми смолами.
Полудрагоценные камни – не единственные, окруженные ложными слухами самоцветы. Драгоценные украшения тоже часто подвержены огульным обвинениям – и примером могут послужить изумруд, турмалин, топаз и недавно появившийся на свет в буквальном смысле этого слова танзанит, «африканский сапфир». Все эти камни были обвинены в излишней хрупкости – создается впечатление, что даже уронив колечко на стол с высоты десяти сантиметров, вы превратите вставку в сплошные осколки. На самом деле, конечно, это не так, и немногие из изумрудов, танзанитов или турмалинов обзаводятся сколами и тем более трещинами. Главное – обращаться с камнями бережно, не царапать металлическими острыми приборами и не использовать в качестве метательного снаряда – тогда ваш камень прослужит вам не меньше, чем его собратья, много сотен лет хранящиеся в музеях и королевских сокровищницах.
Заблуждение – не порок, но одна из извечных бед человечества. Как часто кто-то, утверждая что «он-то лучше знает», рушит наши мечты одним неосторожно сказанным словом! Доверяйте своей интуиции и ищите факты среди моря вымысла – сегодня, когда со всех сторон на нас обрушиваются горы противоречивой информации, можно легко ощутить себя кладоискателем, роющим горы пустой породы в поисках того самого сундука с сокровищем истины.