Русские ювелиры XIX века: не только Фаберже
![]() Среди российских ювелиров наметилась интересная тенденция: ювелирные школы двух столиц сильно отличались друг от друга. Если московские мастера опирались на древнюю русскую традицию, то петербургские – на западную, из-за привычки работать с европейцами, усвоенной еще со времен Петра I. И вместе с тем в XIX веке наблюдается ярчайший расцвет ювелирного искусства, и оба направления вовсе не мешали друг другу, а наоборот, помогали: москвичи продавали свои изделия в магазинах Петербурга, а жители северной столицы делали заказы на некоторые виды работ в Москве. Петербургские ювелиры, в основном, группировались вокруг Карла Фаберже, у которого работало много талантливых мастеров. Кто не слышал про яйца Фаберже! Но не все знают, что многие из Зато в барочном стиле выполнено яйцо «Память Азова». Оно выточено из гелиотропа – темно-зеленого камня с красными точками-каплями, и покрыто золотыми завитками-рокайлями с Одной из самых крупных петербургских фирм по производству золотых, серебряных и гальванических изделий стала в XIX веке фирма братьев Грачевых. Она была Многие работы Грачевых – это реплики работ прошлых столетий, творчески осмысленные особенностью произведений фирмы было то, что хоть она и была петербургской, но имела сильный Купец третьей гильдии Павел Сазиков открыл свою мастерскую еще в 1793 году, а в 1810 у него была уже своя фабрика по производству серебряных изделий. Фирма имела филиал и в Петербурге она считалась одной из лучших в России к середине XIX века, имела множество наград, медалей и почетных грамот за всероссийские выставки художественно-промышленных товаров и звание придворного поставщика. Кроме того, уже сын основателя Игнатий Сазиков получил большую золотую медаль и Орден Почетного легиона за всемирные выставки в Лондоне в 1851 году и в 1867 году в Париже. На лондонской выставке Сазиков представил коллекцию из девятнадцати предметов, украшенных по мотивам крестьянской жизни. Это было нечто небывалое для дорогого ювелирного искусства. Молочники, кувшины, серебряные кубки были украшены изображениями персонажа ярмарок медведя-плясуна, женщины-молочницы около бочки с крадущейся кошечкой и т.д. Сазикова называли русским Бенвенуто Челлини за высокое качество чеканки и прекрасное художественное воплощение.
Однако главные заслуги Овчиннникова – это его стремление создавать самобытные изделия по традиционным русским канонам и в то же время изделия современные, отвечающие потребностям Одним из секретов успеха фирмы стало соединение таланта художника-предпринимателя Овчинникова и усилий исследователей русской культуры и мастеров-ювелиров удалось приобщить к Кроме Овчинникова, изделия в русском стиле изготавливала фабрика серебряных, золотых и ювелирных изделий Ивана Петровича Хлебникова, основанная в Москве в Бытовое серебро – это массовая продукция фирмы: чайная, кофейная и обеденная посуда, хлебницы, солонки, вазы, письменные приборы, шахматы. Во множестве производились портсигары, сумочки, ювелирные украшения. Пример стилевой свободы мастеров фабрики – сотуар в стиле модерн из золота и серебра, инкрустированный бриллиантами, алмазами огранки роза, сапфирами и жемчугом. Сотуар – женское ювелирное украшение (от фр. le sautoir, porter en sautoir – «носить на спине, небрежно носить через плечо»). Оно представляет собой длинную, до талии и ниже, цепь с привеской на конце. Новая мода требовала новых украшений. Сотуар подчеркивал модную низкую талию платья. Таким образом, фирма Хлебникова оставалась одновременно верной и русскому стилю, и шла в ногу со временем. В 1918 году она была преобразована в Московский платиновый завод. Так закончилась эпоха великих русских ювелиров XIX века, среди которых был не только Разные стилевые направления в работе ювелиров Москвы и Петербурга – это следствие исторических обстоятельств. И ювелирное изделие становится не просто результатом прикладного искусства, а зеркалом истории и отношения к жизни. Даже массовые предметы русских фабрик серебряных и золотых изделий отличались высочайшим качеством. Это значило, что и качество жизни было таким же высоким. И эти предметы делали простые русские люди – «соль земли». |