Павлиний трон – сокровище Великих Моголов
История хранит немало рассказов и преданий о знаменитых произведениях ювелирного и камнерезного искусства – иные поражают тонкостью работы, другие – завораживают сопутствующей цветистой легендой, третьи в силу обстоятельств обросли наслоениями полумифических суеверий; но очень немногие ценности властителей прошлого представляют собой сокровище в полном смысле этого слова – к примеру, камея Гонзаго по сути является лишь резным куском многослойного оникса, украшения британской, французской или русской короны потрясающи, но и их возможно воспроизвести, яшмовая ваза-гигант из Эрмитажа прежде всего славится благодаря труду мастеров… Но есть в длинной череде исторических драгоценностей некий предмет, повторить который невозможно – баснословное богатство, сочившееся из каждой его детали, сразу же сделало его уникумом, и некоторые исследователи до сих пор не могут поверить, что такая вещь действительно существовала на земле…
В начале 16-го столетия в Северной Индии власть взяла династия Великих Моголов, берущая начало от самого Тимура-Тамерлана, жестокого завоевателя, буквально помешанного на самоцветах. Слабости великого предка оказались наследственными – в течение двухсот лет своего существования династия только и делала, что копила в огромных количествах драгоценные камни, нередко неограненные и неоправленные. Фантастическая казна Великих Моголов была полна множеством великолепных алмазов, рубинов, сапфиров, изумрудов и жемчуга, часть которых поступало из знаменитых копей Голконды, часть – из покоренных соседних государств, с коими Моголы вели непрекращающиеся кровавые войны. Результат же смог лицезреть известный французский путешественник Жан-Батист Тавернье, большой знаток и любитель камней. Лишь он, единственный из европейцев, был допущен в конце 17-го века в сокровищницу одним из императоров Аурангзебом, расположенную в тогдашней столице Агре. Записки Тавернье и послужили основанием для возникновения легенды о самом значительном в истории произведении ювелирного искусства – «Павлиньем троне».
Представьте себе скамью, сделанную из литого золота, покрытого цветными эмалями – шириной 1,2 м и длиной около 1,8 м, на 50-сантиметровых ножках, это королевское ложе было сверху увенчано балдахином, покоящимся на двенадцати брусах-опорах. Уже одно это поразило впечатлительного француза – однако золота он за свою жизнь наверняка перевидал немало, к тому же обычай золотить и дополнять золотыми деталями троны бытовал в ту пору и у европейских королей. Однако желтый металл стал лишь верхушкой айсберга – дело в том, что и ножки, и брусы были буквально усеяны многочисленными самоцветами. Центральная часть каждого опорного столба была отмечена крестом, образованным то четырьмя плоскими изумрудами с рубином в центре, то окруженными рубинами и изумрудом. Пространство между красными и зелеными камнями не пустовало – его покрывали сверкающие алмазы и крупные круглые белоснежные жемчужины.
Подушки, устилающие трон, ведущие к нему ступеньки и ножки также переливались и блестели – по подсчетам Тавернье, одних рубинов здесь было более 100 штук, и самый маленький весил 100 каратов, а изумрудов – под 200 экземпляров, весом до 60 карат. Балдахин внутри был усыпан алмазами и жемчугом, украшала его жемчужная бахрома, а под самым сводом находился павлин с телом из золота, хвостом из васильковых сапфиров и горящим на груди большим рубином. С обеих сторон от павлина стояли диковинные золотые кусты, на которых «росли» драгоценные цветы и плоды; и даже изнутри все части трона пестрели от чистой воды алмазов, рубинов и изумрудов. Кому-то такое «однообразие» может показаться и скучным – но представьте себе, как сияли на солнце эти красные, зеленые и радужно-прозрачные кристаллы, оттеняемые мягким светом жемчужин и синими всплесками сапфиров; ведь именно эти пять камней в Индии считались самыми желанными, и такое их количество было удивительным даже для этой богатой самоцветами страны. Последним штрихом являлись зонты от солнца, установленные в нескольких шагах от трона – их рукоятки были инкрустированы рубинами и алмазами, красный бархат был расшит жемчугом.
По свидетельству путешественника, помимо «Павлиньего», Великие Моголы владели еще семью тронами, не такими дорогостоящими, но все же украшенными драгоценными камнями. Описывать их Тавернье не стал – но и то, что он сказал в своих воспоминаниях, уже возбудило жажду наживы в сердцах как европейских монархов, так и непосредственных соседей империи Моголов. Прошло менее века с тех пор, когда «Павлиний трон» был открыт чужеземцу, и Агру разграбили, а сокровищницы опустошили персидские войска. Здесь следы большинства драгоценностей теряются – случилось так и с самоцветным троном.
Одна из версий его дальнейшей судьбы печальна – возможно, после гибели Надир-шаха, который завоевал империю, трон попросту демонтировали, золото переплавили, а камни украли. Другая более интересна – она гласит, что неисповедимыми путями «Павлиний трон» все же сохранился в целости и попал в Ост-Индскую торговую компанию, занимавшуюся кроме прочего перепродажей награбленных в Индии и других странах Востока драгоценных украшений и самоцветов. Трон тайно вывезли на Цейлон и оттуда в июне 1747 года отправили в Великобританию на корабле «Гросвенор»… Но у плавания был несчастливый конец. Через несколько недель судно наскочило на скалы рядом с мысом Доброй Надежды – спастись удалось почти всем, но взять с собой бесценный груз было невозможно. Почему-то потерпевшие решили разделиться на группы и по отдельности отправиться к близлежащим голландским колониям, и это оказалось роковым – в итоге живых насчитывалось 18 человек против 134. Кто-то умер от голода и жажды, кого-то разорвали хищные звери, многие утонули во время трудных речных переправ или отравились диковинными африканскими плодами; судьбы некоторых несчастных и вовсе остались неизвестными. Увы, капитан корабля, знавший о том, что везет в трюмах, погиб одним из первых, поэтому поиски пропавших сокровищ были сильно затруднены.
Хотя кладоискатели не теряли надежды – уже через 20 лет после катастрофы была предпринята первая попытка найти обломки «Гросвенора». И она, и последующие бесчисленные вылазки водолазов и археологов оканчивались неудачей, пока в наши дни, в 2000 году совместная афро-венгерская экспедиция не отыскала наконец следы загадочного кораблекрушения. Но вот беда – среди лежащих на дне моря кусков обшивки и поросших кораллами мачт не было и следа драгоценностей, будто их и не было! Тогда как в одном из писем капитан «Гросвенора» упоминал о неком дорогом предмете на борту, который должен был «удивить всю Англию», а на погрузке было замечено множество ящиков, про которые хозяева говорили, что мол в них «алмазы, изумруды, рубины и сапфиры». 19 ящиков самоцветов – не много ли для маленького торгового судна? Вот почему потерянные сокровища до сих пор будоражат умы исследователей и авантюристов, и можно определенно сказать, что история «Павлиньего трона» на этом не заканчивается. Ведь камни, украшающие его – вечны, они пережили и своих создателей, и своих похитителей, переживут и нас. Возможно, однажды, в один прекрасный жаркий день удачливый водолаз нырнет в незнакомом месте, заметит странный блеск меж водорослей – и «Павлиний трон» вернется в мир, чтоб вновь стать объектом желания. В это хочется верить – что сказка может стать былью, а сказочное украшение, пришедшее будто из пещеры Алладина, когда-нибудь станет живым воплощением извечной мечты о сокровищах, найденных на затонувшем корабле.